Автомобиль в кризисном исполнении
В Самаре повсюду — растяжки, сулящие баснословные скидки или беспроцентный кредит. «Инвестируй в безопасность сейчас!», «Бросайте всё и бегите к дилеру», «Специальные предложения…», — кричит реклама. Ford, Hyundai, Mitsubishi и многие другие готовы сбросить до 10%. Jeep Grand Cherokee SRT8 можно купить дешевле на 20%, но еще выгоднее приобретать «застоявшиеся» машины высшего класса: на Mercedes S-класса 2007 года выпуска (а таковых на складах осталось немало) дилеры готовы «подвинуться» аж на 35 тысяч евро.
Может, и правда бегом в салон? Этим вопросом задалась обозреватель Медиа группы «Ваш выбор» Ольга Петропавловская.
До последнего времени в России не было машин, которые не пользовались спросом. Дилеры жадно выбивали у автопроизводителей квоты на все модели без исключения. Теперь заказанные ими машины стоят на российских и финских складах. У премиум-брендов скопилось по 6-8 тысяч машин, то есть 30-40% годового объема продаж, а у массовых марок-до 40 тысяч (20-30% от годового объема).
Вчера и сегодня
Вспомните 1998 год, когда после дефолта «долларовые» цены на новые «нашимарки» упали в несколько раз! Вазовская «пятерка» подешевела с шести тысяч до двух, Святогор — с восьми до двух с половиной. Более выгодных «долларовых» условий не было ни до, ни после! С другой стороны, многие компании уже объявили о повышении цен с Нового года… Что же делать? Бежать? Ждать?
На автомобильном рынке все перевернулось с ног на голову еще в сентябре. Дилеры, привыкнув к тому, что продажи новых машин растут, как на дрожжах, — на 30, 40, 50 процентов ежегодно, — все силы и деньги бросили на расширение бизнеса. Брали кредит за кредитом и… строили новые шоу-румы по всей России. При такой-то динамике рынка окупится все — не сейчас, так позже! Многие набрали кредитов на суммы, превышающие годовой доход в пять-шесть раз. Те, что мудрее и старше, хоть и старались не выходить за рамки разумного, но тоже брали — и «расширялись». А в сентябре, словно сговорившись, банки перестали выдавать кредиты. Причем не только физическим лицам, но и юридическим. А попутно правдами и неправдами пытались перекроить условия договоров, чтобы как можно быстрее вернуть выданные деньги. И залоги даже в виде недвижимости, особенно «недостроя», стали интересовать их все меньше и меньше: ликвидность падает. Упал интерес и к залогам в виде партий автомобилей (на их закупку у производителя дилеры тоже брали кредиты, но «короткие»). В итоге продавцы остались без оборотных средств.
Приказано — выжить
Какой выход из сложившейся ситуации? Правильно: урезать расходы, сокращать штат, замораживать строительство и, чтобы обрести хоть какие-то оборотные средства, со скидками, чуть ли не с «отрицательной» маржей, распродавать скопившиеся на складах машины.
Но и это оказалось проблемой! Спрос на «кредитные» машины упал на 30-40 процентов, а суммарный поток посетителей шоу-румов за пару месяцев сократился в два раза. Никто не спешит расставаться с деньгами. Вдруг стало вновь очевидным, что автомобиль — отнюдь не товар первой необходимости. Тем более новый и тем более — второй или третий в семье.
Поэтому начавшиеся в октябре распродажи продолжаются, и не исключено, что с ликвидацией запасов на дилерских складах они не прекратятся: еще около полумиллиона машин находится за границей, у самих автопроизводителей. И от этих машин тоже надо быстрее избавиться, ведь в каждом автомобиле «заморожена» немалая сумма денег, а свободные средства нынче нужны как воздух. К тому же с «потерей» года выпуска автомобиль сильно теряет в цене. А вот после распродаж и ликвидации, в первом квартале 2009 года, наш автомобильный рынок и заживет по-новому. Хотите знать — как?
Очевидно, что машин будут покупать меньше: в лучшем случае рынок замрет на уровне этого года, хотя более реальны в качестве ориентира результаты 2007 года. Причем рынок просядет во всех сегментах, лишь причины будут разные.
Адаптируясь к новым реалиям, дилеры и автопроизводители постараются сократить расходы, но многие траты, — например, выплаты по старым кредитам, — останутся на прежнем уровне или возрастут. Единственный выход — повышать цены. А это — вновь снижение спроса…
Автор выражает благодарность Д.Л. и А.Р. за помощь в подготовке материала)
Автомобиль в кризисном исполнении Продолжение
Главный вопрос в сложившейся кризисной ситуации: оправдана ли нынче покупка новой машины? Но, безусловно, есть и другие — не менее важные. Как изменится «хит-парад» самых продаваемых машин? Что будет с потребительскими кредитами? И какова ситуация на рынке страхования? Этими вопросами задалась обозреватель Медиа группы «Ваш выбор» Ольга Петропавловская. >>>
*