Резервация для детей. В 25-й раз в Москве проходит международный фестиваль Фонда Ролана Быкова
До 7 января в кинотеатре «Ролан» и мультиплексе «Пять звезд» можно увидеть картины, участвующие в XXV Международном фестивале фильмов для детей и юношества. В конкурсной программе (11 лент) преобладают сказки, по преимуществу рождественские.
Финская «Рождественская история» рассказывает о детстве Санта-Клауса, исландский остросюжетный фильм «Нет доступа» предлагает историю о Рождестве на далеком Севере (там, например, белый медведь эффектно наступает ногой на звонящий мобильник). А в мультфильме «Нико: путь к звездам» маленький олененок разыскивает отца, который служит в упряжке Санта-Клауса. Кстати, в игровом фильме «Где лошадь Санта-Клауса?», как понятно из названия, Санта ездит на лошади, и за ней ухаживает героиня фильма, девочка из маленькой голландской деревни. Польско-финский кукольный мультфильм снят по любимой всеми детьми и взрослыми повести Туве Янсон «Муми-тролли и летнее безумие». Есть истории о магических свойствах партитуры Бетховена («Секрет Морфеуса» К. Хаттоп), спасении театра теней при помощи Моцарта и волшебной принцессы («Моцарт в Китае») и знакомстве с инопланетянкой («Лето летающей тарелки»).
На этом фоне сюжеты представленных в конкурсе двух российских фильмов кажутся сурово реалистичными. В «На мосту» отца и сына Разумовских провинциальный детдомовец находит счастье в московском центре для трудных подростков. «Двенадцатое лето» Павла Фаттахутдинова рассказывает о приезде городской девчонки в деревню.
Единственное знакомое широкой публике название в конкурсе — «Приключения Десперо», совместный американо-британский мультфильм о похождениях отважной ушастой мыши по сказке писательницы Кейт Дикамилло, уже идущий в широком прокате. Остальные картины — результат совместного производства европейских в основном кинокомпаний, авторы которых незнакомы российскому зрителю. Создается впечатление, что связано это не только с денежными причинами (по выражению организаторов, «не со всеми странами удается достигнуть финансового консенсуса»), но и с идеологическими. В мире снимается все меньше специальных фильмов для детей, и привычное для советского сознания разделение кино на взрослое и детское фактически утратило смысл. Само название фестиваля звучит как анахронизм. Понятие «юношество» из современного языка почти исчезло; первые ряды на премьере полнометражных мультфильмов занимают бородатые синефилы.
За год до открытия первого фестиваля (который в то время проходил в составе летнего ММКФ) получил четыре премии «Оскар» фильм Стивена Спилберга «Инопланетянин», один из первых образцов семейного кинематографа; фильм, билет на который с удовольствием покупает не только ребенок, но и его еще не убравшие на антресоль игровую приставку родители. А одним из самых успешных фильмов уходящего года стала анимированная сказка студии Pixar про робота-мусорщика «Валли».
Экранизации комиксов, сказочных повестей и романов — одни из самых дорогостоящих, но окупаемых голливудских проектов. Питер Джексон и «Властелин колец», эпопея о Гарри Поттере, «Хеллбой» Гильермо дель Торро, «Человек-паук». При этом экранизации детского произведения далеко не всегда рассчитаны на юную публику. Появились детские фильмы, на которые действуют возрастные ограничения. На того же «Инопланетянина» лиц до 12 лет пускали только в сопровождении взрослых.
Семейное посещение кинотеатра умножает количество проданных билетов; в детские фильмы записываются самые неожиданные образцы. Во второй своей части проект под названием «Любовь-морковь» из эксцентричной комедии об отношениях полов превратился в фильм про семейные ценности и для семейного просмотра — за исключением некоторых скользких моментов. «Сказ о Федоте-стрельце», которым открылся фестиваль, снят по сатире Леонида Филатова с шутками на тему пьянства и международной политики, сделан в яркой и сложной технике и хотя позиционируется как зрелище на каникулы, ребенка младше 14, несомненно, укачает монотонный стихотворный ритм и не развеселит пародия на сериал «Участок».
В ситуации, когда применительно к кино «массовый» и «детский» становятся синонимами, специализированный фестиваль детских фильмов выглядит резервацией, заповедником, вход на территорию которого до сих пор ограничен по возрасту. Недаром обширное место в его 17-дневном расписании занимает программа ретроспектив. Фильмы «Шла собака по роялю», «Ярославна — королева Франции» и отмечающее свое 25-летие «Чучело», специальный показ которого состоялся в школе имени Ролана Быкова, — воспоминание о времени, когда аудитория кинотеатров была действительно массовой и ее можно было делить по возрастному принципу.
Кстати, в связи с юбилеем «Чучела» остается только жалеть, что строгий отбор в программу «Панорама», где представлены наиболее заметные ленты за 2007—2008 годы, не прошла Валерия Гай-Германика с современным вариантом фильма о школьной жестокости. Образец того, на каком языке говорит о себе бывшее «юношество». В фильме Быкова коллектив третировал непохожую на других девочку. В игровом дебюте режиссера о жизни девятиклассниц меньше сочувствия. Героини «Все умрут, а я останусь» демонстрируют неисчерпаемые ресурсы саморазрушения.
***