Обезьяны познали ценность денег
Орангутанги способны познать ценность денег и даже купить друг другу еду, в случае если такой «обмен» бананами будет равноценным, обнаружили шотландские учёные во главе с доктором Валери Дюфур (Valérie Dufour) из университета Сент-Эндрю (University of St. Andrews).
На данный момент в зоопарке Лейпцига восемь орангутангов (семь самок и один самец), однако зоологи не уточняют, пытались ли они в ходе исследования работать с другими женскими особями. На снимке – Док (фото Wolfgang Köhler Primaten Forschungs Zentrum). |
Исследователи в своей статье, опубликованной в журнале Biology Letters, впервые приводят пример «обдуманного взаимного обмена» у человекообразных обезьян.
Их подопечными стали орангутанги Бим и Док (Bimbo, Dokana), обитающие в зоопарке Лейпцига (Zoo Leipzig).
Поначалу животным были выданы жетоны, имитирующие деньги. Орангутангов научили различать типы «монет»: на некоторые из них можно было «купить» банан себе, на другие – соратнику, и, наконец, третьи не стоили ничего.
Поначалу Док (женская особь) с большим интересом «покупала» бананы для Бима, иногда он даже просил её делать это, указывая на соответствующие жетоны. При этом сам не стремился накормить подругу в ущерб себе. Когда же Док перестала помогать ему, Бим наконец понял, что ему надо быть честнее, и постепенно отдача бананов друг другу более-менее уравнялась.
«Таким образом, мы видим, что взаимообмен имел место при определённом расчёте», — поясняет Дюфур.
«Если ты даёшь мне недостаточно, то и я не буду с тобою делиться, а если же от тебя есть хоть какая-то польза, то и я готова купить твоё сотрудничество», — примерно так Валери описывает мышление орангутангов.
Многие животные готовы обмениваться различными благами или же оказывать друг другу некоторые услуги, простейший пример – обоюдное обыскивание и чистка шерсти у приматов.
Однако ранее зоологи никогда не замечали, что делается это намеренно с неким расчётом, что животные меняют своё поведение в зависимости от того, как другие особи помогают им в каком-либо деле.
Кстати, с гориллами и шимпанзе те же эксперименты не показали никаких выдающихся результатов – эти приматы отказывались кооперироваться ради общей выгоды.
***