85 лет назад, 3 января 1919 года близ взорванного белогвардейцами Сызранского моста через Волгу было возобновлено железнодорожное сообщение на Сибирской магистрали, прерванное почти на год. Вагоны пошли по железнодорожному пути проложенному прямо по льду. В тяжелое для страны время голода и разрухи эта уникальная переправа помогла доставить в центральные районы страны тысяч тонн важных грузов.

О стратегической важности сызранского моста говорит тот факт, что его восстановлением руководил нарком путей сообщения РСФСР П.А.Кобозев.

За ходом строительства пристально следил В.И.Ленин. Работа шла круглосуточно, ночью — при свете костров. Чтобы не терять время на решение бытовых проблем, на берегу реки еще осенью были построены пекарня и баня. Зимой людей кормили прямо на льду. Тысячи рабочих не только ремонтировали мост, но и строили под руководством наркома временную железнодорожную ветку через Волгу.

Делалось это так. На лед укладывался хворост и его заливали водой из прорубей. Затем на эту ледяную насыпь намораживались штабеля из шпал. К ним крепились рельсы легкого типа, а с обоих берегов из бревен сооружался плавный спуск для локомотивов.

Первая железнодорожная ветка заработала 3 января. По ней вагоны водили конной тягой. Через полмесяца на южной стороне моста была открыта вторая, более надежная колея. По ней ходили небольшие поезда, ведомые маневровым паровозом. Первый пробный поезд с тяжело нагруженными платформами провели по льду два коммуниста: сызранский машинист И.Л.Свирский и нарком П.А.Кобозев. Когда состав достиг противоположного берега реки, раздалось громкое «Ура!»

До самой весны просуществовал это уникальный ледовый мост. По нему было перевезено более 20 тысяч вагонов с оружием для Красной Армии, сибирским хлебом и лесом, среднеазиатским хлопком и другими грузами. А вскоре были завершены работы по восстановлению ферм основного моста.

Он служит Куйбышевской железной дороге и поныне.

*