Программу ведет Арслан Саидов. Участвуют экономический обозреватель Радио Свобода Иван Трефилов и корреспонденты РС Марина Корчагина и Сергей Гогин.

Арслан Саидов: «Аэрофлот» подписал контракт на приобретение российских самолетов «Ил-96» — власти страны рассматривают эту сделку как свидетельство повышения конкурентоспособности национальной промышленности. Однако от покупки западной авиатехники российские перевозчики не отказываются – по новому Таможенному кодексу сделать это будет гораздо легче. Рассказывает Иван Трефилов:

Иван Трефилов: В конце декабря 2003-го года завершилась скандальная история с приобретением «Аэрофлотом» на условиях лизинга шести самолетов «Ил-96-300». — Крупнейшего российского авиаперевозчика фактически заставили их купить. Шесть лет назад компания приобрела несколько «Боингов». Для этого ей были предоставлены налоговые льготы. Представители же российской авиапромышленности, чтобы защитить местных производителей, потребовали принятия компенсационных мер. В итоге было подписано соглашение, в соответствии с которым «Аэрофлот» соглашался купить российские самолеты, а именно шесть пассажирских дальнемагистральных лайнеров «Ил-96».

Впрочем, стороны не торопились выполнять условия договора. Лишь после кризиса 1998-го года, после явного нажима со стороны правительства, сделка была реанимирована. Переговоры между компанией и авиастроителями длились несколько лет, а дело чуть было не дошло до суда. За это время «Аэрофлоту» удалось добиться, чтобы начинка стандартного «ИЛа» решительно изменилась – эти самолеты будут полностью соответствовать всем современным и перспективным требованиям авиационных властей ведущих государств мира. Их будут достраивать в Воронеже – на местном заводе рассчитывают расширить производство и другой авиатехники. Рассказывает наш корреспондент Марина Корчагина:

Марина Корчагина: Сейчас в Воронежском акционерном самолетостроительном обществе создается новый авиалайнер. Среднемагистральный самолет «АН-148» разработан совместно с Киевским КБ имени Антонова. К реализации российско-украинского проекта подключен и Харьковский авиационный завод, но основной объем работ будут выполнять воронежские авиастроители. В настоящее время в агрегатно-сборочном цехе разрабатываются детали оперения самолета — это киль и стабилизаторы. Опытную партию оплатит Украина. Серийное производство будет осуществляться под кредитные средства. Первый «АН-148» должен взлететь уже в конце мая этого года, чуть позже начнется его сертификация, а чуть позже предприятие приступит к серийному производству. Генеральный директор ВАСО Вячеслав Саликов с уверенностью говорит, что с технической стороны у предприятия есть все, чтобы производить самолет такого класса. Так как парк среднемагистральных самолетов изношен процентов на 80, к продукции воронежского авиазавода уже сейчас проявляют интерес региональные авиакомпании. В числе первых покупателей — «Аэрофлот». Компания готова приобрести 20 новых самолетов. Их поставку воронежский авиазавод планирует осуществить до 2008-го года. Как сказал, посетив ВАСО, заместитель генерального директора «Росавиакосмоса» Валерий Воскобойников, реализация контракта с «Аэрофлотом» даст толчок для получения дальнейших заказов. Потребность рынка будет составлять 2-3 самолета в год. С учетом загрузки этого достаточно, чтобы предприятие работало. В нынешнем году из цеха сборки Воронежского авиазавода выйдет на летные испытания и новый «ИЛ 96-300». Его достройка осуществляется на средства созданной два года назад лизинговой компании. В перспективе планируется завершить строительство еще 5-ти самолетов, которые стоят в цехе ВАСО уже более 7 лет.

Иван Трефилов: Сделка «Аэрофлота» и компании «Ильюшин Финанс» стала не единственной приятной новостью для российских авиапроизводителей в 2003-м году. Межгосударственный авиационный комитет, объединяющий профильные власти стран СНГ, также в конце декабря сертифицировал ближнемагистральный самолет «Ту-334». Как заметили российские чиновники, машина стала продуктом, который можно покупать. В производстве этой техники правительство рассчитывает задействовать несколько российских заводов. Из Ульяновска передает наш корреспондент Сергей Гогин:

Сергей Гогин: Правительство России планирует создать авиастроительный холдинг, который объединит предприятия, имеющие отношение к производству самолетов марки «Туполев». В холдинг предполагается включить акционерное общество «Туполев», Ульяновский самолетостроительный завод «Авиастар СП», производящий самолеты «ТУ-204», и Казанский авиационный завод, где делают «ТУ-334» — модификацию, родственную «ТУ-204». Это модели, которые пришли на смену устаревшему «ТУ-154». Еще не решено, какой из двух заводов станет главным предприятием холдинга. По некоторым данным, у казанского предприятия шансов больше, по крайней мере, президент Татарстана Минтимер Шаймиев всегда был сильным лоббистом. Зато председателем совета директоров «Авиастара СП» является полпред президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. Ульяновский завод может делать до 60 самолетов в год, однако, в 2001-м году здесь не было собрано ни одной машины, в 2002-м году — две, в 2003-м году — три, все — по лизинговой схеме с участием компании «Ильюшин Финанс». Но основные надежды на рост производства в ближайшем будущем «Авиастар» связывает с так называемым китайским контрактом. Это соглашение с правительством Китая о поставке двух десятков самолетов ТУ-204. Гарантом сделки выступает владелец египетской фирмы «Scirocco Aerospace International» Ибрагим Камель. Он имеет эксклюзивное право на продажу самолетов «ТУ-204» с английскими двигателями «Rolls Royce». Перед новым годом «Авиастар» посетил вице-премьер российского правительства Борис Алешин, курирующий вопросы промышленности. Он сообщил, что для реализации китайского контракта Европейский банк реконструкции и развития выделил Ульяновскому авиазаводу второй транш кредита в объеме около 50 миллионов долларов. В результате уже в этом году завод поставит в Китай три самолета «ТУ-204», и еще два в первом квартале 2005-го года. Ибрагим Камель, формально являющийся стратегическим инвестором «Авиастара», также подтвердил свое желание развивать китайский контракт.

Иван Трефилов: Успехи российской авиационной промышленности вызывают в правительстве заметный оптимизм. В прошлом году авиакомпании России приобрели 17 новых самолетов, такое же количество воздушных судов заказано на этот год. Однако от планов приобретения западной авиатехники перевозчики отказываться не собираются. Тем более, что в 2004-м году сделать это будет значительно проще.

С 1 января вступил в действие новый Таможенный кодекс, который значительно упрощает некоторые торговые процедуры. В частности, документ предусматривает особый режим уплаты обязательных платежей при временном ввозе импортных товаров – за каждый месяц их нахождения на территории страны необходимо отчислять лишь три процента от всей суммы пошлин и налогов. Идея выплаты таможенных сборов в рассрочку чрезвычайно привлекательна для авиакомпаний – до сих пор ни одна из них не могла единовременно оплатить все таможенные платежи. Эксперты утверждают, что российские перевозчики этой схемой обязательно воспользуются – они получили реальную возможность приступить к обновлению самолетного парка за счет лизинга иностранных воздушных судов, которые на сегодняшний день являются более конкурентоспособными по сравнению с российскими самолетами.

07-01-04

www.svoboda.org

*