После Нового года мы вновь в эфире. 74 процента россиян встречали Новый год дома, значит, в большинстве своем с телевизором. Понятно, что самой рейтинговой программой наверняка было новогоднее обращение президента Путина к народу. И не только потому, что, как правило, уже последние несколько лет именно оно становится самой рейтинговой программой телевизионного сезона, просто такого еще по определению не было все минувшие 15 лет — Путин в полночь был везде, на всех 14 доступных эфирных каналах, кроме MTV. Это, видимо, тоже признак наступившего года.

О том, как телевидение сопровождало праздники, как помогало гражданам отмечать, отходить и отдыхать, о том, чем нынешняя телевизионная программа отличается от прошлогодней и можно ли в новогоднем телевизионном веселье и беззаботности разглядеть контуры грядущей телевизионной политики, об этом наш сегодняшний разговор. Со мной в студии мой коллега, один из немногих, кто остался на праздники дома, и около телевизора в том числе. Хотя многие мои коллеги, которые пишут о телевидении, конечно же, поставили на запись и много чего смотрели, а некоторые не смотрели и будут досматривать после Рождества. Тем не менее, я рада приветствовать в нашей студии обозревателя газеты «Московский Комсомолец», одного из ведущих телеполосы в этой газете Александра Мельмана. Вам, уважаемые телезрители, сегодня вопрос: с каким телевизионным каналом вы встречали 2004-й год и что из новогодних программ вам особенно запомнилось? Саша, с каким из каналов встречали вы? На каком канале прозвенел бокал?

Александр Мельман: Наверное, все-таки на «Первом». У нас в «МК» произошло такое разделение труда, и отдел мы разделили по каналам, и каждый отсматривал нужный ему канал. Я выбрал «Первый», мне хотелось посмотреть, что будет там, и вот с «Первым каналом», с главным, может быть, для кого-то, не для всех, хотя, думаю, по рейтингу…

Анна Качкаева: Для большинства, судя по всему. Я еще не видела рейтингов, они еще не дошли, какие-то предварительные только цифры были, но они еще не официальные, как я понимаю, «Первый», он и ночью первый.

Александр Мельман: Да. И начал я с концерта Максима Галкина, и вот закончил очень поздно, но переключал и был на других каналах тоже.

Анна Качкаева: На самом деле, это характерно для большинства зрителей, то есть, с кем встретил, с тем и отметил.

Александр Мельман: С Галкиным я практически породнился за это время, и, думаю, не только я.

Анна Качкаева: У нас в эфире слушатель, добрый день, представьтесь пожалуйста.

Дмитрий: Здравствуйте, меня зовут Дмитрий. Я тоже отвечаю на ваш вопрос, предыдущий оратор меня немножко перебил, потому что я тоже смотрел Галкина и был восхищен его артистичностью, и главное, большим остроумием. Этот человек все больше и больше нравится зрителям, и тем более он политически уже стал, так скажем, приемлемым для многих людей. Он как бы выражает мнение отдельной группы людей, которая не может через официальные средства массовой информации выразить свои, определенные, конечно, претензии к власти. И я включил «НТВ», это моя любимая станция телевизионная, и я очень часто ее смотрел, будучи даже за границей. Большое вам спасибо.

Анна Качкаева: У нас еще один слушатель. Добрый день, представьтесь пожалуйста.

Татьяна Евгеньевна: Я из Москвы, Татьяна Евгеньевна, мне показалось, что это было совершенно бездарно, одно и то же по всем программам, одни и те же артисты, и это было свидетельством понижения интеллектуального уровня россиян. У нас за последнее время по телевизору нет ничего, почти ничего интеллектуального, все одно и то же — два притопа, три прихлопа и повторение одних и тех же артистов.

Анна Качкаева: Татьяна Евгеньевна, а вы с каким каналом Новый год встретили?

Татьяна Евгеньевна: Я включала все, но по всем было одно и то же, так что, это неважно.

Анна Качкаева: То есть, вы даже не обратили внимания?

Татьяна Евгеньевна: Не обратила, по-моему, одни и те же артисты, не знаю, почему они решили, что они певцы, особых голосов ни у кого нет, так что одно и то же было.

Анна Качкаева: У нас в эфире еще один слушатель.

Алла Павловна: Здравствуйте, поздравляю вас и всех слушателей с Новым годом, Алла Павловна меня звать, я переключала кнопки, постольку, поскольку мое любимое, то, от чего я вообще балдела, это было прошлогоднее, на «ТВС», «В нашу гавань заходили корабли», такого до этого никогда не было и вряд ли теперь будет, к моему глубочайшему сожалению. Все новогодние передачи по всем каналам настолько похожи, одна и та же тусовка, одни и те же представители шоу-бизнеса, и одни и те же выступления… То, что «ТВС» закрыли, для меня это трагедия, так же, как была трагедия, когда закрыли старое «НТВ». Спасибо, до свидания.

Анна Качкаева: Не успели мы спросить у Аллы Павловны, может, все-таки вы случайно наткнулись на «РЕН-ТВ» потому что, как мне кажется, вот этот «Неголубой огонек», хотя название…

Александр Мельман: Уже фривольное такое получается.

Анна Качкаева: Второй смысл родился, тем не менее, это был такой «огонек» в стилистике позднеперестроечных лет, или того настроения передачи «В нашу гавань заходили корабли», по которому так тоскуют, как мне кажется, некоторые наши слушатели. Но об этом мы еще будем говорить, тем не менее, мнения разные, и я знаю, что первый наш слушатель не одинок, и Александр тоже высоко оценивает присутствие Галкина на экране — я права?

Александр Мельман: Слово «высоко», наверное, говорить рано о 27-летнем человеке, безусловно, талантливом. Но есть, конечно, вопросы у многих, и к нему, может, и к той раскрутке, которая вокруг него происходит, но это как бы все вторично. Действительно первично то, что он делает, и мне кажется, что, на самом деле, он такое занимает отдельное место в нашей юмористической эстраде.

Анна Качкаева: То есть, он теснит Петросяна, безусловно, Жванецкого и Задорнова тоже?

Александр Мельман: Нет, я просто могу сказать, что там на одном поле, одном крае Жванецкий и Карцев, скажем, и, может, где-то рядом Задорнов и где-то рядом Шендерович, и все. Больше людей с такой иронией, с таким юмором просто нет. Это потому, что юмор такой двойной, тройной, который далеко не с первого раза можно понять, а на другом конце стоят все остальные, во главе с тем же Петросяном, о котором уже не хочется говорить как-то даже иронично, потому что уже все потоптались, кто только мог.

Анна Качкаева: Мы и не будем. Тем не менее, как вам кажется, прав ли наш слушатель, говорящий о том, что Максим Галкин — это такое некое олицетворение свободы, условно говоря, что его устами говорят те, кто не могут сказать чего-то через официальные каналы? Мне так лично не кажется. А вам?

Александр Мельман: Ну, так персонифицировать Галкина и свободу, наверное, это очень смело. С другой стороны, у меня тоже ассоциации довольно смелые, потому что в советское время был у нас единственный сатирик, наш великий Аркадий Райкин, которому дозволялось это делать, который делал это очень талантливо, и которого власть как бы держала рядом, «посмотрите, у нас есть и такой».

Анна Качкаева: Я думаю, с Галкиным происходит ровно то же самое, потому что где-то уже было сказано, что это кажется любимый сатирик президента, не случайно на его концерте на «Первом канале» мелькала Людмила Путина крупным планом на перебивках.

Александр Мельман: Путина танцевала и под песню Шнура, это тоже было здорово

Анна Качкаева: То есть, вы хотите сказать что муж и жена в данном случае не одна сатана?

Александр Мельман: Нет-нет, я просто думаю, что Владимир Владимирович, как говорят многие, кто с ним общался, тоже обладает неплохим чувством юмора, может, и немножко своеобразным, и мы теперь, уже действительно настолько какие-то комплексы у нас появляются, что кто-то пародирует Путина, а у нас уже появляются мысли, а как он может, как ему это дозволено, хотя, думаю, рано еще так думать.

Анна Качкаева: У нас в эфире слушатель, добрый день, представьтесь пожалуйста.

Георгий Александрович: Георгий Александрович. Вы знаете, я удивляюсь, что еще кто-то смотрит телевизор. Его же невозможно из-за рекламы смотреть. Все мои знакомые от него отказались. Так что вы опрашиваете какие-то единицы несчастные.

Анна Качкаева: Миллионы смотрят

Георгий Александрович: Нет, его уже давно никто не смотрит.

Анна Качкаева: Вы не горячитесь, но мне кажется, никогда не надо говорить за всех. Вот некоторые наши слушатели звонили и говорили, «я смотрел то-то, или я не смотрел, потому что не люблю». А вот утверждение, что никто не смотрит, это, на мой взгляд, не совсем точное заявление. Поэтому, если вы не смотрите, ну и не смотрите на здоровье, что называется, вот, кстати, семья Вальцеховских прислала нам на пейджер такое сообщение? Добрый день с Новым годом телевизор не включали, вообще пощелкали, всюду одно и то же. Кажется, постфактум хвалили «РЕН-ТВ», «Культуру», был там мюзикл «Шарканье негорячих подошв», но я вот не видела, что это такое, а, возвращаясь, кстати, к разговору о том, насколько сатирики отражают дух времени — я ведь не случайно в начале программы сказала, что по всем 14 каналам эфирным, доступным в этом году, в ночь с 31 на

1-е показали новогоднее поздравление президента. Для справки скажу вам, что в прошлом году, в прошлогоднюю новогоднюю ночь, оно было только на 8 каналах. А при Ельцине его и вовсе показывали на 3-4, ну на 5

Александр Мельман: А в 1992-м году поздравлял народ Задорнов, если вы вспомните.

Анна Качкаева: Да, понимаете, это такие этапы большого пути, в этом смысле, и мы еще поговорим с вами о том, как все-таки дух новогоднего телевидения отличает и год. Я думаю, что нам с вами это заметнее больше, чем нашим слушателям, которым действительно кажется, что все это слилось в одно сплошную развлекуху и мюзиклы, хотя и мюзиклы, и концерты были и во все предыдущие годы. У нас в эфире слушатель, добрый день, представьтесь пожалуйста.

Татьяна Михайловна: Добрый день, меня зовут Татьяна Михайловна, я живу в Москве, и вот мы наша семья под Новый год смотрели, тоже переключали с одного канала на другой, и осталось просто очень грустное впечатление, было такое чувство, что идет конкурс на худший канал, и все каналы выиграли этот конкурс. Потому что все действительно слилось, и интересно не было. А в связи с тем, что вы заговорили о Галкине, я думаю, что он очень талантливый пародист, но если мы говорим о Галкине, как олицетворении свободы сейчас, то значит, уже нашей свободе пришел конец полный. Потому что, даже тогда, когда он пародирует президента, там не пародия, он просто какие-то вставные реплики делает, и все. Если бы Шендерович, например, показали по телевизору, я бы поняла, что свобода еще теплится, а осталось просто тягостное впечатление, и если вы хотите судить по новогодним передачам о нашем будущем на текущий год, то оно, мне кажется, довольно грустное.

Анна Качкаева: Такие грустные ощущения после новогодней ночи. Хотя, мне кажется, в Новый год говорить о проблемах, может быть, не совсем правильно.

Александр Мельман: Может, мы такое и додумываем. Все-таки, в Новый год надо как-то оставить всегда все плохое в Старом году, и как-то порадоваться, по возможности, и не ассоциировать новогодние празднества с телевидением, тоже по возможности. Смотреть, как фон, безусловно. Кстати, на этом фоне я бы отметил еще таких два канала, наверное, мало кто до них дошел, это «ТНТ» и «Спорт». На «ТНТ» сначала непонятно какие то Саша и Маша встречали Новый год, довольно все было пошло, хотя я не люблю это определение, тем не менее, я даже не хочу цитировать, что там было, это в духе «Окон», которые там идут и процветают. Потом поставили караоке, и народ запел, и мы в семье запели, и было хорошо, лучше просто не придумать, вот, караоке. А на канале «Спорт», это был, наверное, подарок всем хоккейным болельщикам, показали матч чемпионата мира 1982-го года СССР-Канада, и это просто было блестяще. Я немножко хочу связать, если вы помните, в 1982-м году в анекдотах Леонида Брежнева называли незначительным политическим деятелем эпохи Аллы Борисовны Пугачевой, уже тогда, сейчас Алла Борисовна тоже была на коне, безусловно. А Максиму Галкину в 1982-м году было 4 года.

Анна Качкаева: Саша интересный вопрос от слушательницы, я на него долго могу отвечать, может, вы короче ответите: «Я встречала Новый год с радиостанциями «Свобода» и «Би-би-си», — тоже, наверное, Новый год был не самым радостным. — Вопрос к участникам передачи: если бы вам не надо было делать обзор телепрограмм, была бы у вас потребность смотреть телевизор в новогоднюю ночь?» Ей Богу, нет. А у вас Саша?

Александр Мельман: У меня есть тАкая постоянная мечта, с тех пор, как я работаю в «Московском комсомольце», да и до нее я всегда смотрел «Огоньки», даже, в общем, это тогда еще не было моей профессией, но я всегда с удовольствием это делал…

Анна Качкаева: Это фон…

Александр Мельман: Да. А мечта была такая: плюнуть на все огоньки и пойти в пол первого погулять по родной Москве. Теперь я этого физически не могу делать, потому что нужно смотреть, но я немножко жалею

Анна Качкаева: Нет, я после двух все-таки ставлю на запись.

Александр Мельман: Я смотрю все до пяти часов, потом иду гулять уже утром, что тоже неплохо, выпал снежок. В общем, слава Богу, не одним телевизором жив человек, и зацикливаться, и даже делать какие-то глубокомысленные высказывания я как-то затрудняюсь. Я могу придумать какую-нибудь ситуацию, но мне кажется, это будет…

Анна Качкаева: Будет слишком.

Александр Мельман: Да, может быть.

Анна Качкаева: Тем не менее, как вам эта параллель с тем, как постепенно каналы переходят на полную трансляцию новогоднего обращения президента. Тут, правда, могут быть два соображения: все равно не перебьешь по рейтингу, что называется, все равно все будут ждать этого боя курантов. Если это будет несколько каналов, значит, все будут и там, а, как известно, удержать надо, с кем встретили, с тем и отметили. Может быть, и из этих соображений, но я то, к сожалению, думаю, что не из этих, а что кассеты привозят с фельдъегерской связью.

Александр Мельман: Здесь я не соглашусь, я бы на этой мысли не зацикливался, но я бы сказал, сравнивая последние новогодние выступления президента, а их уже 4 набирается, я бы сказал, что это было самое блеклое, не то слово, но на фоне Галкина президент явно проигрывал, и если Галкин до этого пародировал Путин, то Путин голосом Галкина поздравил нас с Новым годом.

Анна Качкаева: Гораздо сочнее…

Александр Мельман: Да, так что Путин здесь явно проигрывает, что-то нужно придумывать

Анна Качкаева: Вот Ирина нам пишет: «Давно и категорически не согласна с противниками рекламы. В это время можно куда-нибудь сходить, поджарить яичницу или даже вымыть голову». Вот какой способ бороться с рекламой.

Александр Мельман: Кстати, да, когда звонил Георгий Александрович и говорил, что он не смотрит телевизор из-за рекламы, я удивился. Потому что ругать рекламу — ее ругают уже 10 лет, с тех пор, как все происходит. Уже как-то это стало банально. Я думал, что он действительно, вот, как женщина говорила, «закрыли «ТВС» — и не смотрю». И есть такие люди, я тоже примерно к ним стала принадлежать и все больше слушать свои любимые радиостанции, а что касается рекламы — ну, уж пора привыкнуть и использовать ее по назначению.

Анна Качкаева: У нас в эфире слушатель.

Сергей: Добрый день, меня зовут Сергей, поселок Тугалевский Бор, по-моему, ужасно, по совести, скучные «Огоньки» шли по всем программам, а «Шарканье негорячих подошв» — действительно хороший мюзикл, вы не знаете, может, это английские чечеточники, которые поют, редкий случай интеллектуальных танцоров. Действительно, на «РЕН-ТВ» из скучных «Огоньков» самый, наверное, нескучный был, а по поводу президента и Галкина точнее всех, по-моему, мой отец высказался: «Каков президент, таков и пипифакс по фамилии Галкин». Вот и у меня к нему, честно говоря, такое же отношение. Это человек, который разменивается, в общем, в неприличную сторону, хотя из него могло бы выйти чего-нибудь путное.

Анна Качкаева: Надо сменить тему, мне напоминает слушатель Борис Павлович, а то мы Галкина только будем обсуждать. Борис Павлович напоминает мне: «Мадам, вы забыли канал «Дважды два». Там Путина тоже не было, но зато какие девочки там были». Что же это у нас за «Дважды два»? Он есть, конечно, но идет по спутнику, и на тарелке у меня его нет.

Александр Мельман: У меня тоже. Насчет девочек — лучшая девочка была Алла Борисовна, по-моему, ее никто не перешибет.

Анна Качкаева: У нас в эфире слушатель.

Татьяна Сергеевна: Это Татьяна Сергеевна из Москвы. Я хочу сказать, что президента не слушала, потому что неинтересно, чего он там может такого сказать. Что бы могло изменить мою жизнь? Самое большое удовольствие я получила от «Большого вальса», который был в эти дни, потом «Титаник» посмотрела с удовольствием, все остальное как-то переключала, как только Киркоров появлялся с Пугачевой и прочая наша богема, прямо рвотный рефлекс, не знаю просто, что это такое. А Галкина, правда, люблю, хотя в этот раз не видела.

Анна Качкаева: А с каким каналом вы встретили Новый год? Запомнили?

Татьяна Сергеевна: Нет, не запомнила… Во-первых, там петарды рвались за окном, что творилось, и телевизор не очень помогал, это ужасно, такого не было никогда, пускай мэр хоть подумает что-нибудь, вот я у метро живу, вообще, думаю, обвалится это все

Анна Качкаева: Ничего, Новый год один раз в году, и мы с вами продолжим разговаривать о новогоднем телевидении после выпуска новостей. Александр, я вот к чему хочу перейти к возможному кинопоказу и мюзиклам, которые были на каналах, там довольно много премьер и главное, что, очевидно, нужно отметить, в этом году был очень сильный кинопоказ, много ярких, особенно зарубежных лент, и неплохо подобранных лент советских, вполне сказочно-комедийных, естественно, общее между всеми новогодними ночами последних 4 или 5 лет, конечно, 5-6 фильмов самого новогоднего режиссера страны Эльдара Рязанова, от «Карнавальной ночи» до «Гаража и вокзала», и мюзиклы — это тоже уже традиция. Все три мюзикла в этом году России сняла на Украине. Александр, вы что-нибудь смотрели из новых мюзиклов? Первой у нас была «Женитьба Фигаро» на «НТВ», «Снежная королева» на «России» музыка Крутова, и «За двумя зайцами» на «Первом».

Александр Мельман: Я практически посмотрел все, может, просто, не все полностью, но в основном. И из того, что разочаровало, здесь я уже как телевизионный критик скажу, что «Фигаро» — был такой хороший пиар, и по» Эху Москвы», и на самом «НТВ» шли вставочки, вообще песенные номера очень неплохие, а вот игра и какая-то стилистика, и сюжетная концепция, просто, по-моему, были, как мне кажется, не на уровне, только разве что музыкальные номера. А «За двумя зайцами» — это украинский мюзикл.

Анна Качкаева: Так они все каналом «Интер» снимались, все три

Александр Мельман: Да-да, но просто здесь, и сюжет подходящий. А здесь, по-моему, я смотрел и думал: Пугачева — давно о ней говорят, как о блестящей драматической актрисе, а она в эту драму не хотела идти. Здесь, конечно, не драма, но просто видно по всем ее манерам, насколько это талантливейший человек, я ее люблю и, может, субъективен, тем не менее, мне кажется, это так.

Анна Качкаева: Я не разделяю вашего восторга по поводу «Двух зайцев». Тем не менее…

Александр Мельман: Сейчас наши слушатели, наверное, еще не такое скажут. А по поводу «Снежной королевы»…

Анна Качкаева: По поводу «Снежной королевы» — будет несколько популярных песен оттуда в ротации музыкальных радиостанций…

Александр Мельман: Точно, мне, например, очень понравился Хазанов, который был в такой своей стихии, сыграл этого ворона, такой чисто еврейский ворон, я получил большое удовольствие.

Анна Качкаева: Нужно, наверное, еще сказать хотя бы пару слов о канале «СТС», потому что там получилась вполне гламурная вечеринка, очень технологичная, нарядная и не обременительная, потому что, где включился, там и выключился, еще SMS-сообщения были, поэтому легко было дозваниваться и заказывать музыку, которую хотел бы услышать. У нас в эфире слушатель, добрый день, представьтесь пожалуйста.

Виктор: Добрый день Виктор. К сожалению, не могу сказать, что с какой-нибудь программой встретил Новый год, переключал туда-сюда. Конечно, огорчает практически полное отсутствие вкуса, столько пошлого, просто иногда грубого, о чем не хочется говорить. Максим Галкин, я считаю, конечно, талантливый человек, но такой бенефис, какой ему дали, он, мне кажется, просто не оправдал этого доверия, и многие шутки были плоские, особенно реплики с Пугачевой, это было просто грубо, вульгарно, и что сама Пугачева исполняла эти частушки по поводу Филиппа Киркорова — настолько все это было безвкусно… А, в общем, если взять, конечно, все программы, то это примерно, как реклама, которая перекочевывает с одного канала на другой, так и здесь — перекочевывание одних музыкальных личностей с одного канала на другой, одни и тех же лица, об этом уже говорили ваши слушатели.

Анна Качкаева: А вы-то, в итоге, мне просто интересно, с каким каналом Новый год вы встретили?

Виктор: Ни с каким, я переключал, смотрел

Анна Качкаева: То есть, не зафиксировали, в какой момент?

Виктор: Нет, они примерно все одинаковые.

Анна Качкаева: Но вы же наливали шампанское где-то куранты слушали, на каком канале?

Виктор: По-моему, в этот момент я даже радио включал. По-моему, даже Радио Свобода

Анна Качкаева: Спасибо. Нам слушатели говорят, что кто-то тихонько лежал и слушал нашу радиостанцию, за что спасибо большое. «Тихо слушала приемник, — Ирина пишет, — в вашем эфире шла музыкальная программа «Молитва», я болела и тихонько слушала приемник». Ну что же, это тоже возможность, поправляйтесь, лучше не болеть в праздники. Борис Павлович напоминает: «Канал «Дважды два» работает на 57-м частотном канале и специализируется на показе мод». Это новый канал, мы его с вами, Александр, можем не видеть, понятно, что там девочки хорошие. А тут несколько сообщений от Лидии Ивановны и от Марины по поводу новогодних передач — «впечатление отвратительное, сплошная пошлость, Швыдкому надо заниматься шоу-бизнесом, а не культурой». Да, кстати, он, видимо, будет продолжать телевизионную деятельность, если покинет пост министра культуры, насколько я знаю. Программа была однообразная, — наши слушатели из Санкт-Петербурга об этом пишут. «Наше телевидение — это дурной вкус и непрофессионализм, исключение — канал «Культура» показывающий лондонских степистов». Александру Мельману: «Как совместить ваши ядовитые заметки в «МК» в адрес «ТВС» и нынешнее признание в том, что с закрытием «ТВС» вы перестали смотреть телевизор? Где же правда?»

Александр Мельман: Вообще, ядовитые заметки больше касались персоналий, может, даже одного персонажа: Евгения Алексеевича Киселева. Ну да, я все-таки, так, как я писал, так и я думал, и думаю до сих пор. Мне кажется, я имею право оценивать его действия, поступки, и так далее, а на самом канале, среди людей, которые там работали, у меня очень много хороших приятелей, и, безусловно, я был благодарным телезрителем канала «ТВС», а я писала о том, что было вокруг «ТВС» наверное, все-таки так. И не всегда это были язвительные заметки, были и довольно положительные.

Анна Качкаева: А вот Альберт Леонидович нам пишет, что ему все понравилось, и все новогодние передачи по всем каналам были хорошие. А у нас традиционная рубрика «Смотритель», в которой дежурный телезритель всматривается в телепейзаж недели и высказывает свое личное мнение. У телевизора на минувшей и предновогодней неделе дежурил Алексей Соколов, он школьник, ему 16 лет:

Алексей Соколов: Телевидение в последнее время трансформируется из информационного в развлекательного. Эта трансформация завершилась полной победой развлечений, что и было видно в последнюю неделю декабря. Нескончаемый поток концертов, шоу, выступлений юмористов, фильмов, и огромное количество рекламы — все это осталось и после Нового Года, и, боюсь, останется навсегда. Политические программы практически исчезли из эфира. А зачем, спрашивается, подводить итоги уходящего года. Все и так знают, что в стране все хорошо, все проблемы останутся в прошлом. Особенно поразила пошлость «голубых огоньков», у меня появилось ощущение, что Верка Сердючка разбежалась по всем каналам, как Аттила по Европе, распевая и гипнотизируя: «Все будет хорошо». На всех каналах, с первого до восьмого, от нее просто рябило в глазах. Если подумать, то единственной альтернативой можно считать «Неголубой огонек» по «РЕН-ТВ». Мой одноклассник Стас считает, что это была единственная новогодняя программа, в которой можно было услышать кое-что из отечественного рока. Стасу, как и мне, понравился концерт Максима Галкина.

Концерт Задорнова был интересен, он иногда говорил вполне разумные вещи, когда высмеивал наши недостатки, а высмеивание других народов и стран я считаю неправильным. Как говорится, в чужом глазу соринку видно, а в своем бревно незаметно. Я считаю, что в концерте Петросяна «Кривое зеркало» слишком много пошлости. Про такой юмор говорят, что он про грудастых теток и причинные места, здесь и расчет идет на завоевание дешевой популярности. В этом смысле мне тексты Задорнова больше нравятся, хотя многим моим друзьям понравилась эта программа.

Если быть честным, я телевизор смотрю только, чтобы расслабиться. Единственное, что я смотрел с интересом — это фильмы. Огромное количество хороших и качественных фильмов показывали по всем каналам. У меня глаза разбегались, я просто не знал, что выбрать. Единственное, что немного расстроило — это то, что сравнительно небольшое количество отечественных фильмов покрывалось огромным количеством зарубежных картин. Я с большим удовольствием посмотрел «Бедную Сашу», «Старых кляч», «Бриллиантовую руку» и одну из наших новых комедий — «Даже не думай». Очень меня приятно поразил репертуар «Второго канала» после Нового года. Такие шедевры, как «Титаник», «Гладиатор», Первый рыцарь, «Банды Нью-Йорка» показывали в течение четырех дней в одно и тоже праздничное время. Очень удобно: попраздновал с друзьями, придешь домой к восьми часам, включишь телевизор и смотришь хорошее, качественное кино.

Конечно, я посмотрел обращение нашего президента. Единственное, что могу сказать — это то, что он сказал очень много слов, совершенно не связанных с положением дел в стране. Это очень сильно напоминало тост с наилучшими пожеланиями каждому гражданину нашей страны, напоминание детям, что нужно уважать и любить родителей, и ни одного слова о проблемах. А зачем? Выступление было не праздничным и напряженным. Казалось, это вызубренный текст, удачно рассказанный только с 25-й попытки. Хотя поздравляют обычно непринужденно и с удовольствием, но у президента это почему-то не получилось.

Анна Качкаева: Это был Алексей Соколов, школьник, ему 16 лет, как и все молодые люди, они, хоть и максималисты, но очень точно замечают многие вещи, как мне кажется, а вам?

Александр Мельман: Я не знаю, какие конкретно вещи вы имеете в виду.

Анна Качкаева: Ну, все о чем мы говорили 40 минут, и Галкин, и канал «РЕН-ТВ», и Путин, в том числе. Такой своеобразный итог.

Александр Мельман: По поводу «РЕН-ТВ» — я тоже такой поклонник радио, просто поэтому для меня, может, ничего особо нового не было. А насчет дуэтов — я наткнулся и с удовольствием послушал дуэт Земфиры и Инны Чуриковой, но не они же все-таки первые были на этом поле.

Анна Качкаева: Нет, просто они отличались от всего того, что видим на других каналах.

Александр Мельман: Да, но вот эта идея — первым был Парфенов, когда он сочетал несочетаемое лет 6 назад

Анна Качкаева: Разумеется, и все уже, по-моему, опять соскучились по этой ностальгической революционности «Старых песен о главном» потому что там, где есть сюжет, где есть идея — есть интрига и нечто новое, а сплошные концерты, конечно, очень утомительны. И если говорить о кинопоказе, то, как мне показалось, в эту ночь и эти праздничные дни слишком очевидной стала очень жесткая конкуренция, которая, как мне кажется, не всегда идет на пользу зрителю, потому что явно ставили встык, жестко перебивая одну программу другой, совершенно очевидно, особенно «Первый» и «Второй» каналы. Если Галкин, то напротив на «Втором канале» Винокур. Если говорить о фильмах, то «Первый» и «Второй», естественно, выстреливали фильмами, если песни года на «Первом», то на «Втором» оскароносец «Гладиатор», против «Дон Жуана» с Марлоном Брандо на «Втором» идет «Годзилла» на «Первом». На «Втором, естественно, «Титаник» и «Банды Нью-Йорка», там тоже какой-нибудь концерт с Петросяном, который, как следует, смотрится. Зрители мечутся в этом случае, я думаю.

Александр Мельман: Меня это то же все время возмущает, «как они могут», но в то же время моя продвинутая теща понимает, что могут, это уже не центральное телевидение, они могут, и, может, даже и должны так поступить, потому что нет единого командования. Кстати, здесь я оговорился: уже, наверное, единое командование появляется.

Анна Качкаева: Да, я думаю, что в некоторых случаях есть, но не в отношении того, как ставить «Годзиллу» с «Титаником» и «Песни года» с «Гладиатором». Развлекать — могут, это правда. У нас еще один смотритель, который дежурил у телевизора на минувшей неделе. Это Светлана Украинцева, она работник рекламного бизнеса, ей 34 года.

Светлана Украинцева: В последние несколько лет мы с мужем все время куда-нибудь уезжали на новогодние каникулы и, признаться, порядком соскучились по новогодней Москве, семейному шумному застолью, хлопанью шампанским под бой курантов, после поздравления президента, конечно. 31-го у нас собралась большая семья. Традиционно мы сели за стол проводить старый уходящий год. В этот момент по всем каналам начался один глобальный, поистине «голубой огонек», смесь «МузТВ» и Верки Сердючки. Сплошные мюзиклы, различные персонажи примадонны, ее семейство во всевозможных вариантах… Предновогодняя реклама «Пугачева покажет» оправдала себя на все 100 процентов на всех национальных каналах. Пугачева, Галкин Андрей Данилка, Киркоров и Орбакайте были многолики, и тем ужаснее, что, переключая каналы телевизора, мы видели снова и снова только их, и никого более.

Меня удивил тот факт, что все до одного члены нашей семьи отказались смотреть эту, как они выразились пошлятину, и мама, и папа, и бабушка со своими тремя сестрами, родные и двоюродные дядюшки и тети, и, конечно, дети. Всего 16 человек. Мы все очень разные, представители разных поколений, разных профессий, различных вкусов и взглядов. Все единодушно отказались смотреть на Верку Сердючку и примадонну в новогоднюю ночь. Спастись от этой оккупации нам удалось только, поставив видеокассету «С легким паром». Под старый фильм мы и Старый год проводили, и закусили, а потом выключили телевизор и всей семьей пошли гулять и смотреть салют, прихватив с собой фужеры и шампанское. Уже на Манежной площади мы обнаружили, что ни у кого из нас нет часов, поэтому встречали мы Новый год и загадывали желания под бой кремлевских курантов и салют, так, к сожалению, и не посмотрев праздничное поздравление президента. А я вот подумала, если никто не любит «Аншлаг», «Огоньки», Петросяна и прочих, то откуда же берутся рейтинги?

Анна Качкаева: Как человеку, не чуждому рекламе, Свете должно быть известно, откуда берутся рейтинги. На самом деле, думаю, не очень большое количество людей вышло на площадь. В Москве это возможно, а во многих городах России, я думаю, благополучно встречали Новый Году у телевизоров. И наши такие бурные обсуждения за последние 50 минут — лишнее тому доказательство.

Александр Мельман: Светлана, все-таки, наверное, такой зритель, я тоже с ней солидарен, но говорить о том, что никто не любит «Аншлаг» — это, конечно, грешить против истины. «Аншлаг» любят очень и очень многие, и это понимают и принимают телевизионные начальники, которые все это делают. Но опять же мы много раз об этом говорили. Что касается «Иронии судьбы» — здесь тоже была хорошая гонка конкурентная, «РТР» показало ее за две недели до Нового года, потом пошли «ТВЦ» и «НТВ». Кстати, это такой, чисто семейный фильм, который мы тоже смотрели с удовольствием в 30-й раз.

Анна Качкаева: Это загадка, в 30-й, 35-й, зная всех персонажей и каждую реплику наизусть, тем не менее, вызывает улыбку каждый раз и удовольствие. У нас в эфире слушатель, добрый день, представьтесь пожалуйста?

Юля: С Новым годом вас, меня зовут Юля, я из Москвы. Я хочу сказать, что я как раз провела с «Неголубым огоньком» на «РЕН-ТВ», полностью его посмотрела и очень была довольна. Замечательный был концерт, забавный, милый и вполне симпатичный, а потом еще была «Кармина Бурана», между прочим, по «НТВ», замечательная тоже, так что можно вполне избежать всех этих примечательных товарищей.

Анна Качкаева: Я знаю, что многие мои знакомые остались с каналом «Культура» и с Татьяной Шмыгой встречали Новый год. Кстати, на канале «Культура», наши слушатели говорили, 31-го был замечательный концерт, прямая трансляция из Венского концертного зала симфонического оркестра, с потрясающим, даже язык не поворачивается, говорить с потрясающим окартиниванием этой музыки, но с потрясающими видами и съемками Вены и Австрии. И еще об одной премьере, о которой я просто не могу не сказать, если кто-то не видел, очень бы советовала найти эти фильмы на кассете, фильмы «Микрокосмос» — о насекомых и фильм «Птицы», получившие премию французской академии Сезара. Снимали эти фильмы в кооперации несколько стран, Франция, Италия, Испания, Германия и Швейцария, но, в основном, работали французские кинематографисты. Это документалистика высочайшего класса. Над фильмом «Птицы» работали 500 человек, съемки длились почти три года, это история перелетных птиц, путешествие вокруг света, где птицы летят, следуя инстинкту, чтобы выжить. Настолько завораживающее зрелище, что от него просто невозможно оторваться, и никакие спецэффекты не передают эту потрясающую реальность происходящего и ощущение свободного полета. Работа эта уникальная. Операторская работа уникальная, впервые птиц снимали непосредственно во время полета и в тумане, в холоде, в болоте, сверхлегкие аппараты использовались, которые способны летать, и со скоростью, и на высоте птиц, и зрелище феерическое. Полтора часа абсолютного удовольствия. То же самое можно сказать и про фильм «Насекомые». Оба этих фильма показал «Первый канал», показал днем 2 и 3 января. Я надеюсь, что, может, у кого-то будут и повторные показы. Знаю, что эти фильмы год назад показывала телесеть Рамблер.

Александр Мельман: Мне тоже советовали посмотреть Птиц, но в новогодней суете, к сожалению, забыл. Надеюсь, все-таки будет повтор, и я посмотрю.

Анна Качкаева: В эфире слушатель, добрый день, представьтесь пожалуйста

Александр Северов: Добрый день, Александр Северов, Москва. Я очень рад, что очень многие из звонивших вам говорили единогласно почти о жуткой пошлости «голубых огоньков» вот этого всего, куда ни переключай… Как у классика в «12 стульях», Галкин, Палкин, Малкин, Чалкин и Залкинд, и прочие. Но я в последние годы просто не смотрю ночью всю эту муру, но на этот раз я с 2.30 до 4.30 смотрел, я был счастлив, я просмотрел любимейший, щемящий, прекрасный, сентиментальный «Большой вальс», и после этого заснул в отличном настроении. Такие ощущения, мне кажется, нужны на Новый год, и, конечно, на следующий день концерт Венского филармонического оркестра, так что это был за довольно многие годы первый раз, когда я не спал в новогоднюю ночь, уже за это спасибо.

Анна Качкаева: На самом деле, это правда. Как бы ни ссылались на пошлость и засилье массового вкуса, тем не менее, наши слушатели, как мне кажется, вполне находили то, что хотели найти, и выбор этот телевидение давало. Саша, кстати, у меня вопрос, если все-таки попытаться попробовать спрогнозировать, какой в целом может быть телевизионная палитра на экране после этих новогодних праздников? Вы хотя уверяете, что это невозможно сделать, мне кажется, что все-таки можно попытаться.

Александр Мельман: Мы уже всегда, весь последний год, говорим, что развлечения и пропаганда как бы царствуют на нашем телевидении, вот то, что касается хлеба и зрелищ…

Анна Качкаева: В этом смысле Новый год только подтвердил.

Александр Мельман: Только подтвердил. И действительно насчет идей — не хватало идей, не назову это пошлостью, но идей не хватало. Просто всех собрали, и вот этот винегрет кушайте.

Анна Качкаева: И если бы телевизор не работал качественной кинобудкой или ретранслятором, наверное, чего-то бы не хватало, потому что все говорят либо о качественных концертах, либо о кино, которое не производит само телевидение. Кстати, если говорить о новых премьерах, бесконечных сериальных сказках про золушек, то у меня было странное ощущение, когда я сравнивала наши премьеры типа «Убить вечер», на «Первом» был такой фильм мелодраматический, и западные золушки, их было 3 или 4, «История про золушку», «Сабрина», «Горничная по вызову», много чего другого… Так вот, наши золушки все время какие-то такие наивные, не от мира сего, мечтающие о литературной славе и ждущие чуда, принцы, как правило, фальшивомонетчики, и сказка вся рассыпается, а западные золушки — они добиваются, работают, куют свое счастье, и другое ощущение от праздника. В этом смысле телевидение в этом году ничего от себя не привносило, драматургию не придумывало, как мне кажется.

Александр Мельман: Я согласен, нашу попсу называют такой одесско-цыганской, и мюзиклы примерно такие же, и на эту тему, в этом, может, нет ничего плохого, и вы говорите, что слушатели это не принимают, вот это слушатели Радио Свобода — таких слушателей, конечно, надо ценить, и можно их даже в Красную книгу на сегодняшний день записать, потому что, в основном, люди…

Анна Качкаева: Они, кстати, и зрители «РЕН ТВ», и «Культуры» и «НТВ», на самом деле, у них довольно широкая палитра, и «Первого канала» — Галкина-то они все где смотрели? На «Первом канале».

Александр Мельман: Безусловно, но они просто критически относятся к тому,что смотрят. А большинство смотрит просто, вот под это шампанское, потом водочка, и так смотрят, и вот под это дело, если говорить о политическом годе, им можно втюхать дальше уже любого персонажа, за которого мы все, я как бы тоже себя ощущаю вместе со всеми, можем пойти и проголосовать, именно благодаря телевидению, благодаря тому самому массовому оболваниванию, которое, если грубо говорить, происходит. Да, происходит, все поняли, что такое телевидение, и пользуются этим вовсю.

Анна Качкаева: С Новым Годом поздравляют вас Саша и меня Елена, и она пишет: «Удивляет то, что большинство звонящих в эфир недовольных новогодних передачами проявляет плебейское высокомерие, хотя сами двух слов связать не могут». Нет, многие наши слушатели вполне грамотно и даже величаво разговаривают, с цитатами. «Ругают звезд эстрады, замахиваются на Галкина». Да, иногда мы в выражениях не очень стесняемся, тем не менее, действительно, может, в словах Елены есть некоторая правда. Нам можно подвести короткий итог.

Александр Мельман: Телевизионный Новый год, по большому счету, ничем не отличался от предыдущих, мы постарались разложить все это по полочкам и найти, в чем были отличия, поэтому я говорю, что мой совет: не связывать телевизионную картинку с нашей жизнью. Не замечать, как слушательница сказала, часов.

Анна Качкаева: Да, так что не важно, с кем встретили и с каким каналом, главное — чтобы год удался!

05-01-04

www.svoboda.org

*