Обзор российской прессы за 22 декабря
Правительство пересадит россиян на отечественные машины. — Сколько стоит поддержка отечественного автопроизводителя. — Михаил Горбачев: «Всем предстоит большое испытание». — Гривна расколола Украину. — Завершился VII съезд Союза кинематографистов РФ. — Ушла из жизни легендарная балерина Ольга Лепешинская.
Правительство достаточно быстро отреагировало на массовые акции протеста автомобилистов против повышения ввозных пошлин на иномарки, отмечает газета «Труд». Вместо отмены антикризисного решения (на что надеялись некоторые эксперты) глава правительства предложил меры по поддержке отечественного автопрома. Главная цель — увеличить сбыт автомобилей российской сборки. Для этого, в частности, предлагается субсидировать процентные ставки по трехлетним кредитам граждан на приобретение машины. Субсидия коснется только российских авто стоимостью до 350 тысяч рублей. «Труд» поясняет, что это, например: Lada Priora, Kalina или «Волга». По этой «акции» будет продано 150 тысяч машин, что обойдется бюджету в 6 миллиардов рублей. Другими словами, государство заплатит по процентам за каждого, кто выбрал отечественное, 40 тысяч рублей.
Меры поддержки, предложенные Владимиром Путиным, весьма своевременны, продолжает тему издание «Газета». По прогнозу Минпромторга, в 2009 году продажи автомобилей в России упадут в полтора раза. В отличие от американской тактики, которая предусматривает выделение автогигантам многомиллиардных кредитов, российская делает акцент на поддержании спроса на отечественную автопродукцию. Газета уточняет, что кредиты, проценты по которым государство готово субсидировать, можно брать только в «Сбербанке», «ВТБ24» и «Газпромбанке». В целом план спасения российского автопрома будет стоить государству 223 млрд рублей.
Среди материалов, посвященных глобальному кризису, обращает на себя внимание статья Михаила Горбачева в «Российской газете». «Миру и мировой политике предстоит пережить большое испытание», пишет он. Экс-президент СССР убежден, что «глубинная причина нынешних трудностей — в неумении и даже нежелании политических лидеров правильно оценить ситуацию после окончания «холодной войны». «Комплекс победителя» не позволил Западу осознать необходимость перемен на своей собственной территории, а не только в одной России. «В уходящем году мы расплачивались за подобные заблуждения», считает Горбачев. «Монополярность невозможна ни в каком варианте… Теперь все будет зависеть от того, окажется ли новый президент США на высоте требований времени».
«Юлия Тимошенко отреклась от Виктора Ющенко», читаем в заголовке «Коммерсанта». Скандал, произошедший между президентом и премьером Украины, стал самым крупным за всю историю и знаменует, видимо, окончательный разрыв. Тимошенко обвинила главу государства в том, что «спекулятивная девальвация гривны» — четко спланированная операция с его участием, и заявила, что переходит в оппозицию к президенту. Курс доллара, поясняет газета, еще пару месяцев назад составлял пять гривен, теперь же достиг семи-восьми. В отношениях между двумя лидерами украинской власти всегда были конфликты, но никогда прежде нынешний премьер не сжигала за собой мосты. Теперь она это сделала, сказав, что напрасно стояла на оранжевых Майданах рука об руку с «тем человеком», имя которого даже не хочет называть. Прямолинейность главы правительства объясняется, скорее всего, тем, что Ющенко фактически проиграл Тимошенко борьбу в парламенте — отставка премьера стала фактически невозможной, а вот угроза импичмента для самого президента вполне реальной.
Подводя итоги скандального съезда союза кинематографистов, газеты соревнуются в острословии. Издание «Газета» назвала его в своем заголовке «бойцовским клубом». Избрание нового председателя проходило и впрямь в экстремальных условиях. 83-летний Марлен Хуциев стал безальтернативной кандидатурой, поскольку все остальные заявили самоотвод. В том числе режиссер Дмитрий Месхиев, которого за пару дней до съезда называли наиболее вероятным кандидатом продюсер Александр Роднянский, Сергей Говорухин, а также Никита Михалков и Михаил Пореченков, заявившие о нелегитимности съезда. Учитывая сложившуюся ситуацию, Марлен Хуциев избран, по сути, на роль антикризисного менеджера. Однако говорить, по какому пути пойдет теперь союз, пока рано, считает газета. Многое будет зависеть и от позиции избранного первым замом Дмитрия Месхиева, и от того, будут ли признаны законными решения съезда, да и он сам. Никита Михалков собирается это оспаривать.
Наши пишущие коллеги отдают дань памяти балерине Ольге Лепешинской. Газета «Труд» напоминает, что она родилась в семье инженера, руководителя строительства Китайско-Восточной железной дороги, и, будучи ребенком, мечтала строить дороги, как папа. Но знакомая балерина, видя танцевальные способности девочки, уговорила родителей отдать ее в Московское хореографическое училище. Став всемирно известной примой Большого театра, Лепешинская построила в искусстве и общественной жизни дороги, не менее значимые, чем железные магистрали ее отца. Прежде всего это был путь от императорского балетного театра к советскому искусству, позволивший сохранить и развить лучшее из векового театрального наследия. Воплощая в своем танце весь безудержный оптимизм и энергию советских строителей «светлого будущего», Лепешинская смогла придать классическому репертуару демократизм и сделать сказочных принцесс всенародно любимыми героинями. В то же время Ольга Васильевна была первооткрывательницей нового виртуозного акробатического танца, соперничавшего с цирком и спортом, а также создательницей нового балетного репертуара. Ее Ассоль в балете «Алые паруса», поставленном труппой Большого театра в эвакуации в Самаре в 1943 году, стала таким же воодушевляющим символом воли к победе, как Ленинградская симфония Шостаковича.
«РГ» предлагает читателям одно из последних интервью балерины, которое публикуется сейчас впервые. Например, Ольга Васильевна говорила, что сцена Большого театра — самая лучшая в мире, там такой особый наклон, что ноги просто «смеются». За этот «смех» ее и обожали, видимо, сильные мира. Лепешинская вспоминала, как генерал Де Голль наклонился поцеловать ей руку, и ее нос был как раз на уровне ремня французского президента-великана. О Сталине Лепешинская говорила так: «Мы все были в него влюблены. Он был нечто выше, чем человек, что-то ближе к философу. Сталин для меня был человек, который держит в руках огромную Россию». А вот перед кем Лепешинская преклонялась до конца дней — это перед Улановой, с которой была дружна. Во время войны у Лепешинской появился двойник. На Пушкинской площади был дом с башенками, на одной из них стояла фигура девушки в балетной позе. Эренбург в своей книжке «В бурю» написал, что та девушка похожа на Лепешинскую, и когда кончалась бомбежка, то многие спрашивали «Жива Лепешинская?», имея в виду ту фигуру. Когда после смерти мужа Ольга Васильевна не смогла танцевать, то у той статуи в это время отвалилась рука. «Мы вместе сошли с пьедестала. Я закончила танцы, ее сняли с башни», — говорила Лепешинская. Единственное, о чем жалела в жизни, так это о том, что ради балета не родила ребенка. В зрелом возрасте она узнала, что крестил ее в детстве один из Великих Князей. «Вот если бы узнали об этом в райкоме комсомола! Интересно, что бы со мной сделали:» — смеялась Лепешинская. «Я бы вам сегодня могла много наговорить, поди проверь, свидетелей-то нет. Но не солгала ни слова. Не хочу, к Богу ведь скоро»:
Екатерина Некрасова
21 декабря 22:49 MCK
*