Закрывшийся в Москве съезд Союза кинематографистов России (СК) оказался крайне скандальным, и по-другому быть не могло. Недовольное Михалковым большинство с трудом уговорило Марлена Хуциева стать новым председателем, но в итоге судьбу Союза все равно будет решать суд.

На съезде Никита Михалков нередко посмеивался над происходящим.

Фото: ИТАР-ТАСС. ИГОРЬ КУБЕДИНОВ

Никите Михалкову, которого свергли с поста председателя СК, и который с самого начала объявил этот съезд незаконным, удалось спровоцировать собрание кинематографической общественности на склоки и ругань.

Киносъезды в нашей стране уже не раз претендовали на статус эпохальных. Но если в конце 80-х дискуссии на них действительно выглядели глотком свежего воздуха, сейчас высокие собрания уважаемых людей чем-то напоминают если не «Дом-2», то, по крайней мере, римейк фильма «Гараж». Причиной тому – лютая ненависть части кинообщественности к Никите Михалкову. Создается ощущение, что последние съезды для того и проводятся, чтобы всяк желающий смог лично пободаться с известным режиссером. В остальном деятельность Союза остается по большей части локальной – он может решить, например, судьбу Дома кино или Музея кино, то есть имущественные вопросы, к киноиндустрии имеющие весьма опосредованное отношение. Прокат, съемочный процесс, инвестиции в отрасль – все эти крайне важные вещи сейчас не слишком зависят от Союза: решают деньги или в крайнем случае Министерство культуры. Роль профсоюза, уполномоченного на подписание коллективных трудовых договоров и способного, как это было в Голливуде, организовать забастовку, СК тоже не выполняет. Правда, все может поменяться, если правительство через Союз решит субсидировать отечественное кино, и не исключено, что именно из-за этого Михалков так страстно пытается удержаться в кресле председателя. Так что, народ все выходные следил за съездом из простого кинематографического удовольствия. По такого рода баталиям в нашей стране все уже успели соскучиться.

Показательно, что вторым после битвы с Михалковым вопросом, который пытались поднять на съезде, стало принятие в Союз молодых режиссеров и актеров. Без них СК выглядит странно. Поэтому первым решением нового Правления стало согласие на выдачу членских билетов группе из 60 молодых актеров, режиссеров, продюсеров и представителей других кинопрофессий – Ивана Вырыпаева, Алексея Германа-младшего, Валерии Гай Германики, Алексея Попогребского, Андрея Прошкина, Бориса Хлебникова, Чулпан Хаматовой, Ильи Хржановского и других.

Между тем, несмотря на принятые решения, Никита Михалков, склонный к авторитарному способу руководства, жаждет не мытьем так катаньем остаться во главе киносообщества. Хотя за время своего 10-летнего правления успел наломать кучу дров и даже признал кадровые ошибки и финансово-имущественные потери Союза. Даже если имели место возмутившие режиссера некоторые нарушения при выборах на съезд, вряд ли кинообщественность поменяла бы свое отношение к Михалкову: 192 делегата признали его деятельность на посту председателя неудовлетворительной (65 выступили против этого решения, 61 воздержался, а еще 134 не голосовали). Судя по всему, административно-хозяйственная деятельность дается Никите Сергеевичу не так легко, как творческая. Однако склоки минувшего уикенда показали, что революционно настроенными членами СК движет не только плохая работа Михалкова, но и, цитируя незабвенный фильм «Мимино», «личная неприязнь к Папишвили». И действительно, на съезде Никита Сергеевич откровенно язвил и посмеивался над оппонентами, кричал им: «Бром пейте!», а в итоге и вовсе увел часть делегатов от регионов из зала заседания в другое помещение. Правда, таких делегатов набралось немного. Теперь Михалков готовит документы для судебного процесса. Если суд признает, что он прав, нас ждет очередная серия кинобаталий.

Подробнее: Новые Известия

Новые Известия

***