Дело о застреленном привидении
Привидением оказался молодой каменщик
В одном лондонском пабе вскоре вновь соберется клуб приведений. Именно в эту пивную ровно 200 лет назад принесли тело мужчины, которого застрелили, приняв его за призрака. Слухи о том, что на улице Черного Льва в районе Хаммерсмит на западе английской столицы бродит приведение, дошли как-то до человека по имени Фрэнсис Смит. Мужественный Смит решил устроить призраку засаду и стал регулярно выходить в добровольное патрулирование.
Однажды он увидел в церковном дворе неясные очертания фигуры в белом — и выстрелил.
Смит не промахнулся. Только оказалось, что застрелил он 23-летнего каменщика, а потому был препровожден в камеру. И в Олд Бэйли, самом известном уголовном суде Европы, начался суд по обвинению Фрэнсиса Смита в предумышленном убийстве.
Процесс затянулся на 180 лет.
Главная проблема, с которой столкнулись юристы, заключалась в таком вопросе: можно ли считать человека виновным в противоправных действиях, которые он совершил, искренне веря в то, что творит добро.
Адвокат Алан Марди, написавший об этой тяжбе статью в свежий номер журнала «Юриспруденция мира», говорит, что изначально присяжные отклонили обвинения в убийстве, приняв заверения в том, что Смит был совершенно уверен: он стреляет в фантома. Однако председательствовавший на процессе судья, лорд Макдоналд, сумел убедить жюри в том, что это было именно убийство, и в результате Смита приговорили к смерти.
Впоследствии, правда, смертный приговор заменили наказанием в виде года каторги.
Тем не менее, юридические дебаты о том, было ли дело о хаммерсмитском приведении делом о самозащите, продолжались не одно десятилетие.
«Суд и признание Фрэнсиса Смита виновным в убийстве человека, которого он принял за призрака, — это иллюстрация к юридической проблеме, которая так и не решена за 180 лет и которая даже сегодня вызывает споры, — говорит Марди. — Эта проблема сыграла заметную роль в формировании нынешнего законодательства о самозащите».
«Странные вещи»
Точка в процессе о хаммерсмитском привидении была поставлена в 1984 году, когда решение по этому делу принял апелляционный суд.
А Алан Марди между тем председательствует в Клубе привидений, существующем с 1862 года. Одним из основателей клуба был Чарльз Диккенс.
«В нашем пабе происходят странные вещи, — говорит Кевин Шихи, хозяин хаммерсмитской пивной «Черный лев», в которой собираются члены клуба. — Наверху живет повар. Он уже раз пять пробуждался от того, что кто-то звал его по имени. Но когда он просыпался, никого там не было».
На стене паба — мемориальная табличка, посвященная инциденту со стрельбой в привидение и отчет об этом, опубликованный в газете «Таймс» в январе 1804 года.
Завсегдатаи паба говорят, что призрак возвращается в тот самый церковный дворик каждые полвека, и последний его визит пришелся на июль 1955 года.
*