Кризис лишил российский авторынок доступного кредитования и неценовой конкуренции. Несколько лет назад именно в таких условиях АвтоВАЗ чувствовал себя лучше всего. Однако сегодня старая стратегия может не сработать. Нельзя сказать, что АвтоВАЗ собирается продавать автомобили дороже просто из жадности…

Недавно АвтоВАЗ объявил о предстоящем повышении отпускных цен на свою продукцию с 1 января 2009 года, потом сдвинул удорожание на 26 января. Еще в ноябре Юрий Целиков, тогда генеральный директор Международной ассоциации дилеров АвтоВАЗа, говорил о возможности такого шага как одном из традиционных для автозавода средств «рассасывания» складских запасов. В условиях растущего рынка такое воззвание к покупателю, к его желанию дармовщинки (налетай, пока дешево, а то потом подорожает) срабатывало безотказно. Осталось посмотреть, как привычный инструмент покажет себя в непривычной ситуации рыночного спада.

Уже набивший всем аналитикам и экономистам оскомину кризис продолжает свое шествие по экономике, в том числе по автомобильному рынку. Ноябрь оказался неудачным как для АвтоВАЗа, так и для многих (но не всех) его иностранных «коллег» в России.

На фоне проблем иностранцев АвтоВАЗ, по предварительным расчетам тольяттинского агентства «Автостат», за ноябрь увеличил свою долю на рынке с 25 до 27%. Но этот радужный показатель свидетельствует всего лишь о том, что продажи тольяттинцев падают медленнее, чем у конкурентов (за январь-ноябрь этого года реализовано 585 тыс. автомобилей Lada, а это на 2,6% меньше, чем за аналогичный период 2007 года). Причина понятна — при ухудшении условий автокредитования и всеобщем снижении издержек (как в компаниях, так и в семейных бюджетах) выигрывают более дешевые модели.

Нельзя сказать, что АвтоВАЗ собирается продавать автомобили дороже просто из жадности. Рентабельность его продаж уже второй год падает под ударами цен на комплектующие и энергоносители и из-за роста фонда заработной платы. Сейчас эти негативные тенденции прервались. Более того, цена металла пошла вниз. Но одновременно выросла и будет расти дальше долговая нагрузка и, следовательно, расходы на ее обслуживание. Кроме того, вошла в затратную стадию реализация совместных проектов АвтоВАЗа и Renault: началось выведение непрофильных активов, появилась новая структура, предназначенная, кроме всего прочего, для организации поставок компонентов нового модельного ряда.

«Эксперт Волга» №48 (135)/15 декабря 2008

Подробнее: «Эксперт Волга»

«Эксперт Волга»

***