В минувшую среду свой единственный концерт в рамках российского турне дала звезда французского шансона Патрисия Каас. Концерт проходил на арене цирка и собрал полный аншлаг, несмотря на то, что стоимость билетов на концерт доходила до 15 тысяч рублей. Предлагаем вам два взгляда на один факт культурной жизни Самары, что, как нам кажется, представляет интерес, даже не принимая в расчет не совпадающие некоторые факты.

На арене мадемуазель Каас

Патрисия Каас выступила в Самарском цирке с полным аншлагом. Две реценции из самарских газет

В среду в цирке с первым публичным концертом в Самаре выступила Патрисия Каас. Ее новый альбом «Kabaret» стал приношением 1930-м годам, но сама программа — торжеством актуального искусства. Видеоряд почти на уровне художественного видеоарта, отточенный модерн-данс на подтанцовке, минимализм во всем — мадемуазель Каас продемонстрировала, что такое стильное современное шоу.

В Самаре певица не впервые — в 1995-м весь город обсуждал ее приглашение на юбилей «Волгопромгаза». На этот раз тур Каас в поддержку нового альбома включил 17 концертов в России, а также выступления в Белоруссии, Украине и Казахста­не. Певицу на постсоветском пространстве любят нежно и взаимно (неслучаен ее дуэт с группой «Uma2rman» в песне «Ты позвонишь»).

А новый альбом певицы начинается с ошибки: название «Kabaret» («Кабаре») по-французски должно писаться через С, но певица демонстративно вынесла на обложку К — намекнув на «Kaas». В Европе диск еще не вышел, в России до конца года продается только в одной косметической сети.

Но композиции нового альбо­ма уже звучат в концертной программе «Kabaret» — невероятно стильном шоу, по иронии судьбы попавшем в Самаре в стены цирка. На арене установили невысокие подмостки, оформленные как шахматная доска (черный квадрат, белый квадрат, черный квадрат…), над сценой подвесили световые фермы с прожекторами, с которых свисала еще и парадная люстра с подвесками — напоминание о пышных ресторанах 30-х (впрочем, единственное). В каждом проходе — по четыре охранника в синем камуфляже и ушанках. На сцене — барабанщик, контрабасист, скрипач, духовик, время от времени аккордеон — и музыкант Брифо, отвечающий за электронику, за огромной установкой. Пульт звукорежиссеров притулился тут же, справа у сцены.

И сама мадемуазель Каас, почти всегда в откровенном черном, то в строгом, то в платьице «шанель», на высоченных шпильках. Концерт начала с проверенной и любимой «Mon Mec A Moi», закончила визитной карточкой — «Mademoiselle Chante Le Blues» (с дебютного альбома «Mademoiselle chante…» в 1988-м началась слава Каас).

Между ними в заполненном до самого потолка зале цирка прозвучали композиции с нового альбома. Поет Патрисия Каас по-прежнему смесь шансона, джаза и попа, характерным хрипловатым голосом, от которого в среду сходили с ума две тысячи самарцев. Кроме своего, и нового, и классического, французская дива исполнила интерпретации «Bensonhurst Blues» Оскара Бентона и «Ne Me Quitte Pas» Жака

Бреля.

Концерт шел под черно-белую хронику 30-х и стилизованное в сепии видео самой мадемуазель Каас («Добро пожаловать в наше кабаре. Несколько слов о спектакле: я бы хотела таким образом выказать уважение 30-м годам, а также женщинам 30-х», — единственное высказывание певицы за два часа концер­та, не считая нескольких «спасибо»).

По силе метафоры и высоте техники эти кадры приближались скорее к видеоарту так популярному у художников в последние годы, чем к банальному клипу То же с хореографией, которую язык не поворачивается называть подтанцовкой, так изобретательна и умна была угловатая, ломаная пластика балерины (русскоязычный сайт певицы почему-то не посчитал нужным указать ее фамилию, как и прочих участников шоу).

Сама мадемуазель Каас, конечно, не столь гуттаперчева, но под «Entrer Dans La Lumiere» продемонстрировала неплохую балетную школу, исполнив пластический этюд на стуле, с безупречно оттянутым носком почти идеальных ног (танцы для программы ставил Режис Обадиа, культовый хореограф contemporary dance).

Гвоздем «биса» стала пугачевская «Мне нравится…» на стихи Цветаевой и музыку Таривердиева, на русском, с изящным акцентом (песня станет бонусом к русскоязычной версии нового диска Каас). После чего Мадемуазель Блюз, пробежав по бортику арены, поклонилась каждому сектору отдельно, собрала цветы (ш-каких поцелуев — впрочем, и да рили в основном женщины) исполнила последний номер («Et s»il fallait le faire» — первая песня нового диска) и бегом скрылась за кулисами. Никаких десятиминутных оваций и бесконеч ных поклонов — безупречное и визуально, и акустически шоу оставалось таким до последней точки.

Ксения АИТОВА,

«Репортер» Самара

№ 42 (457)

12 декабря 2008 г.


Каасовый сбор. Певица выступила в Самарском цирке с полным аншлагом

Патрисия Каас выступила в Самарском цирке с полным аншлагом. Две реценции из самарских газет

Спустя два года звезда мировой эстрады Патрисия Каас вновь посетила нашу губернию. Несмотря на то, что стоимость билетов на концерт доходила до 15 тысяч рублей, свободных мест в Самарском цирке не было. Толпа поклонников певицы еще за час до начала концерта окружила здание.

НЕ УЗНАЛА СЕБЯ

В Самару Патрисия Каас прибыла рано утром, а уже днем она благосклонно раздавала поклонникам автографы. Певица предстала перед самарцами запросто, по-европейски: в стильном сером свитере и синих джинсах. На руках у нее, как обычно, висе­ла (в прямом смысле слова) ее любимая собачка Текила.

Каждому гостю певица приветливо улыбалась и гово­рила «Мерси» или «Добрый день». Одну девушку шутя по­здравила с Новым годом. Расписывалась она либо на дисках, либо на плакатах со своим изображением, которые сама же бесплатно раздавала всем присутствующим. Кто-то протянул певице фотографию. Какое-то время Каас удивленно ее разглядывала, но потом все же узнала себя. Оказалось, поклонница сделала это фото на концерте в Петербурге еще 17 лет назад и до сих пор бережно хранила.

Естественно, не обошлось и без вопросов. Первое, о чем спросили заграничную гостью, о впечатлениях от Самары. Языковой барьер в общении помогла преодолеть переводчица «Альянс франсез» Екатерина Крыпаева.

«Я в вашем городе уже второй раз, сказала Патрисия Каас. — Первый раз это было года два назад. Мне нравится в вашем городе, но посмотреть его достопримечательности, увы, не удается. С моим графиком я вижу только аэро­порт, гостиницу, концертную площадку, а потом снова гостиницу и аэропорт».

И все же певица успела обратить внимание на женщин нашего города и всей России. Каас заметила, как наши ламы стремятся быть модными и красивыми, и похвалила их устремления. Кстати, ее концертная программа тоже была посвящена женщинам — только не современным, а 1930-х годов. «Меня очень привлекает та эпоха, атмосфера и женщины того времени, — объяснила свой выбор Каас. — Они тогда были не просто красивые. От них исходила свобода, стремление к равенству, какой-то борьбе, и это не может не вызывать уважение».

БЕГАЛА ПО АРЕНЕ БОСИКОМ

Уже за два часа до концерта Патрисия Каас приехала в цирк, чтобы осмотреться и отрепетировать выступление. Стоит отметить: несмотря на звездный статус певицы, ее нисколько не покоробило ни место выступления, ни звуки,которые издавали животные цирка. Даже райдер певицы оказался скромным и непривередливым. Для своей звездной персоны она только посчитала обязательным лимузин и микроавтобус, а в гримерку попросила минеральную воду, свежевыжатый апельсиновый сок, чай, кофе, кофеварки, сыр, фрукты, конфеты и печенье.

Пока Патрисия распевалась, поклонники звезды толпились у здания цирка. Концерт начался в семь вечера.

«Добрый вечер, — сказала зрителям Каас по-русски, а дальше ее слова переводила переводчица. — Добро пожаловать в наше кабаре. Вы увидите небольшой импровизированный спектакль, в котором мое отношение к эпохе 30-х годов будет выражаться музыкой, словами и, конечно же, танцами».

Концерт оказался своеобразным спектаклем. Маленькая черно-белая сцена была раскрашена в шахматном порядке. Музыканты и танцовщица были в масках, да и сама звезда за два часа выступления переодевалась четыре раза. Все наряды артистов и Каас были только черно-белых цветов.

На концерте певица исполняла как свои известные хиты, так и песни из нового альбома. В какие-то моменты зал пел вместе с Патрисией, что ее очень радовало. Но и певица не осталась в долгу. Когда концерт завершился, и Каас вышла петь на бис, она исполнила на русском языке ставшую классикой песню «Мне нравится, что вы больны не мной». От такого подарка зал был просто в восторге и аплодировал так, как не аплодировал во время все­го концерта. Один куплет любимой русской песни звезда спела на французском языке. Затем, устав ходить на каблуках, Каас разулась и босиком пробежала по бортику арены, собирая подаренные букеты. Все это время любимая собачка Каас терпеливо ждала свою хозяйку в гримерке.

Анна МАХОВА

«Волжская коммуна»

№ 380 (26424)

12 декабря 2008 г.


*