Этот день в истории края. Купеческие награды
18 декабря 1887 года потомственный почетный гражданин Яков Гаврилович Соколов по представлению Министерства финансов награжден золотой медалью на Станиславской ленте. Это была первая награда купца, уделявшего много времени общественной деятельности.
На протяжении нескольких лет он избирался гласным Самарской городской думы, работал в ее многочисленных комиссиях, был членом учетного комитета Самарского отделения Государственного банка, губернского и уездного податных присутствий, служил старостой Петропавловской церкви.
Большие средства жертвовал купец 1 гильдии всякого рода благотворительным организациям, помогал материально учебным заведениям Самары. Словом, это был один самых именитых и уважаемых людей. Достаточно сказать, что именно ему и городскому голове Н.Г. Неклютину в 1894 году дума поручила поднести от Самары верноподданнические поздравления по случаю вступления на престол Николая II.
Большая общественная и благотворительная деятельность Якова Гавриловича не осталась незамеченной. Он награждается золотой медалью на Анненской ленте (1892 г.), золотой медалью на Владимирской ленте (1895 г.), золотой медалью на Александровской ленте (1900 г.), орденом Св. Станислава 2 степени (1902 г.), орденом Св. Анны 2 степени (1906 г.), орденом Св. Владимира 4 степени (1909 г.).
Вызывает некоторое удивление не количество наград, а отношение к ним. Когда городская управа решила составить формулярный список купца, то запросила его, когда и какие награды он получал. И тут выяснилось, что Яков Гаврилович не имеет грамот на право ношения медалей и орденов, ни копий с них. «Затерялись где-то»,- сказал купец. И необходимые сведения дал Государственный банк, по ходатайству которого он получал некоторые награды.
К слову сказать, столь обыденное отношение к медалям и орденам было характерно для многих самарских купцов. Десятки их фотографий дошли до нас в альбоме гласных Самарской городской думы. И среди них нет практически снимков, где купцы предстали бы при всех регалиях. Исключением, пожалуй, является только Антон Николаевич Шихобалов, парадный портрет которого помещен в книге, повествующей о его жизни и деятельности.
*