В Нью-Йорке на аукционе пустили с молотка копию отчета Юрия Гагарина, написанного им через три дня после приземления, а также текст предполетной речи первого космонавта. Документы оценили в миллион долларов, но с точки зрения истории они бесценны. В начале 90-х годов документы странным образом оказались на Западе.

«Благодарю вас за оказанное мне доверие лететь первым в космос! Очень трудно словами передать те чувства, которые вызвали во мне это решение!» Это письмо Юрия Гагарина членам государственной комиссии было отправлено за два дня до старта.

«Это должно стать одним из лучших лотов. Весь текст написан его рукой, это большая редкость, потому что таких больших текстов, написанных самим Гагариным, существует очень мало. Сами понимаете, эта рукопись — вещь особенная», — говорит Марша Малиновски, эксперт департамента книг и рукописей аукционного дома «Сотбис».

Аукционисты оценили рукопись в 300 тысяч долларов. На «Сотбис» американский миллионер Росс Перо выставляет серию документов по истории советской космонавтики, которые он приобрел в начале 90-х годов. Помимо рукописи Гагарина, с молотка идет отчет, отпечатанный на машинке и подписанный рукой первого человека, увидевшего земной шар из космоса.

«Земля имеет очень характерный, очень красивый голубой ореол. Этот ореол очень хорошо просматривается, когда наблюдаешь горизонт, плавный переход от нежно-голубого цвета через голубой, синий, фиолетовый и совершенно черный цвет неба», — писал Юрий Гагарин.

В государственном архиве научно-технической документации уверяют, что подлинник отчета о первом полете по-прежнему хранится на полках. На «Сотбис» продают только копию.

«Его ценность только в автографе Гагарина», — уверен Александр Шапошников, директор Российского государственного архива научно-технической документации.

Но ведь есть еще рукопись Гагарина и дневники помощника Королева. Они-то подлинные! 30 блокнотов Василия Мишина с технической информацией о советской космической программе продают за полмиллиона долларов. В России на основе этих дневников несколько лет назад была написана книга.

«Она не может быть издана, потому что дневники не рассекречены. Нельзя получить визу на публикацию дневников, которые в оригинале находятся за рубежом», — возмущен историк отечественной космонавтики Вадим Лукашевич.

В «Роскосмосе» и в корпорации «Энергия» заявляют, что не имеют к этой продаже никакого отношения. Во всем винят неразбериху постперестроечного времени. Хорошо еще, что сохранилась спускаемая капсула, в которой Гагарин вернулся на землю.

«Эта капсула является невыездной. Чтобы не было никаких случайностей, что она может пострадать и быть утраченной. Мы со своей стороны эту историю бережем, но часть документов где-то как-то ушла», — переживает Сергей Крикалев, заместитель генерального конструктора РКК «Энергия».

Куда-то «ушла» не только часть документов. Бесследно исчезли экспонаты павильона «Космос» на ВДНХ.

Потом некоторые из них, в том числе и знаменитый скафандр Гагарина, неожиданно всплыли в Вашингтонском музее астронавтики. Там же находится и удостоверение первого космонавта. Сотрудники музея уверяют, что все было куплено на законных основаниях в 90-е годы, и российское государство дало разрешение на вывоз.

Есть и другая сторона медали. Если космические раритеты России не продаются за границу, то они просто гниют где-то на задворках. Такова судьба одного из недостроенных челноков «Буран». Когда прекратили финансирование проекта на Тушинском машиностроительном заводе, фюзеляж космического корабля просто решили распилить на металлолом.

Уже бескрылый корпус «Бурана» решила купить фармацевтическая компания. Как заявляют дельцы, чтобы спасти для потомков. Фюзеляж перетащили из цеха на берег Химкинского водохранилища. Но пока они не знают, что делать с корпусом.

«Может, через много лет появится музей космонавтики. Вот мы его для музея и сохранили», — говорит Иван Преображенский, руководитель департамента по связям с общественностью компании «СИА Интернешнл».

«Буранов» в разной степени сохранности осталось всего 4 штуки. Тот, который летал, стоит на Байконуре, другой — в парке Горького. Еще одна модель российского челнока есть и в немецком техническом музее города Шпейер, за «Буран» заплатили около 10 миллионов евро.

Местоположение последнего образца теперь тоже известно. Под открытым небом на территории какого-то склада в Тушине.

Вести.RU ссылка на статью

*