Вчера стали известны номинанты Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» – первой кинопремии за 2008 год. В фаворе у профессиональных зрителей оказались «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего и «Дикое поле» Михаила Калатозишвили (каждая из картин победила в 5 номинациях, в том числе отмечены исполнители главных мужских ролей Мераб Нинидзе и Олег Долин). Номинирован также самый востребованный международными фестивалями «Тюльпан» Сергея Дворцевого. Другая фестивальная звезда Валерия Германика получит специальный диплом Экспертного совета премии за свой фильм «Все умрут, а я останусь».

Чулпан Хаматова номинирована на «Лучшую актрису» за роль в фильме «Бумажный солдат». Фото: КАДР ИЗ ФИЛЬМА «БУМАЖНЫЙ СОЛДАТ»

Всего на «Белый слон» номинировано 11 отечественных картин – заметно меньше, чем в прошлые годы. Это симптом кризиса: в 2008 году непропорционально общему росту производства увеличилось и количество посредственных хитов, и количество киномусора, то есть тех видов кинопродукции, которые кинокритики смотрят, мечтая о надбавке за вредность. Поэтому в списке номинантов не оказалось ни одного лидера проката – ни «Адмирала», ни «Иронии судьбы-2», ни «Самого лучшего фильма».

Интересно, что лидирующие места в рейтинге кинопрессы три года подряд занимают фильмы о докторах – в прошлом году «Простые вещи» Алексея Попогребского, в этом «Дикое поле» и «Бумажный солдат», а в следующем почти наверняка будет номинирован «Морфий» Алексея Балабанова, вышедший в прокат после того, как началось голосование кинопрессы. Новое пришествие фильмов о врачах отрадно, так как обещает возвращение в кинозалы культурной публики, которой не близки и просто надоели любимые герои предшествующего периода – маргиналы, нувориши и преступники.

Кроме Долина и Нинидзе, критики выделили британского актера Джетро Скиннера, обаявшего всех в фильме Оксаны Бычковой «Плюс один». А лучшими исполнительницами женских ролей первого плана признаны Дарья Мороз («Живи и помни»), Чулпан Хаматова («Бумажный солдат») и Ксения Раппопорт («Юрьев день»).

Самый спорный фильм года, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, имеет три номинации – «Лучшая операторская работа», «Лучший фильм» и «Лучший сценарий». Кстати, в прошлом сезоне «Белого слона» получил именно самый спорный фильм 2007 года – «Груз 200» Алексея Балабанова, но возможно, что сейчас предпочтения экспертов склонятся к менее дискуссионной картине.

Три номинации также у картины «Однажды в провинции», в которой жюри отметило сценарий Екатерины Шагаловой, музыку Алексея Шелыгина и второплановую женскую роль Любови Толкалиной. Социальная мелодрама о семейных разборках в российской глубинке не оставила равнодушной ни международную (приз ФИПРЕССИ на ММКФ), ни российскую кинопрессу.

Самым «актерским» оказался фильм Александра Прошкина «Живи и помни» – кроме Дарьи Мороз, премию кинокритики и кинопрессы имеют шансы получить Анна Михалкова и Сергей Маковецкий за роли второго плана. Ранее Маковецкий был номинирован за роль второго плана в «Русском бунте» того же Прошкина, и получил премию за главную роль в балабановском фильме «Про уродов и людей». Для Михалковой это уже четвертая номинация – в прошлом она номинировалась за «Своих», «Связь» и «Изображая жертву», получив «Белого слона» за роль в ленте Серебренникова.

Хорошо принятая фестивалями лента Бакура Бакурадзе «Шультес» попала в разряды «Лучший дебют» и «Лучшая режиссура» – и в самом деле, если говорить о режиссуре как об искусстве утонченного рассказа, почти вне зависимости от всех прочих составляющих фильма, то история страдающего амнезией карманника рассказана так нетривиально, что вызывает в памяти «Карманника» Роббера Брессона и «Мементо» Кристофера Нолана. Любопытно и то, что российские режиссеры с грузинскими корнями (Калатозишвили и Бакурадзе) тяготеют к чисто авторскому кино, а с армянскими – Тигран Кеосаян («Мираж») и Карен Оганесян («Домовой») – к жанровому или смешанному.

Не остался в стороне и самый яркий (в буквальном смысле) дебют 2008 года – «Нирвана» Игоря Волошина, герои которого, питерские наркоманы и медсестра из Москвы, раскрашены как папуасы и одеты как попугаи – две номинации, в том числе за работу художника Павла Пархоменко. Столько же у «Пленного» Алексея Учителя (музыка Леонида Десятникова и операторская работа Юрия Клименко).

А в разряд «Лучший зарубежный фильм в российском прокате» попали сразу две картины неугомонных братьев Коэнов – «Старикам тут не место» и «После прочтения сжечь». Конкуренцию им составляет «Нефть» Пола Томаса Андерсона. Но тут вкус отечественной критики не разошелся со вкусами американских киноакадемиков. Церемония вручения «Белых слонов» состоится 25 декабря в Центральном Доме кино.

В итоге, среди российских фильмов номинантами «Белого слона» стали: «Бумажный солдат» (победил в 5 номинациях), «Дикое поле» (5), «Юрьев день» (4), «Однажды в провинции» (3), «Живи и помни» (3), «Шультес» (2), «Пленный» (2), «Нирвана» (2), «Исчезнувшая империя» (1), «Сад» (1), «Новая земля» (1).

«Новые Известия» ссылка на статью

***