Спрос на компьютерную технику в январе 2009 года совершит путешествие в прошлое — к уровню 2007 года, ожидают ритейлоры. Спад чувствуется уже сейчас, и техника закупается соответственно спросу. Некоторые российские сборщики уже столкнулись с проблемой затоваривания складов.

По традиции новогодние продажи компьютерной техники планируются еще летом. Производители (российские не исключение) собирают компьютеры в тех количествах, в которых позже их покупают дистрибьюторы. Делают они это на деньги, привлеченные в качестве кредитов и уже вырученные от продажи техники. Но сейчас спрос упал, у самих дистрибьюторов стало меньше денег. Как следствие, закупать технику в объемах, планировавшихся летом (когда все рассчитывали не на кризис, а, напротив, на развитие), дистрибьюторы уже не могут. Внакладе остаются обе стороны: дистрибьюторы — без денег и с непроданными остатками, производители — с забитыми техникой складами.

Снижение спроса на компьютеры в январе может составить до 30% от плана поставок, предупреждает коммерческий директор федеральной сети магазинов компьютерной техники «Позитроника» Роман Сычев. А ведь традиционно январь, как говорит Людмила Семушина из «Белого ветра», соответствует продажам ноября плюс еще 10—20%. То есть никакого сезонного падения спроса, разве что по отношению к декабрю. Но в сравнении с декабрем любой другой месяц может считаться низким сезоном.

Ритейлоры готовятся ужесточить условия работы с поставщиками. «Требования к ним возрастут, сверхмаржи заработать ни у кого не получится», — говорит директор по маркетингу компании «Кей» Александр Хомяков. «Ведутся переговоры с поставщиками и о более длительной отсрочке платежей (обычный срок — 60—90 дней. — Ред.)», — говорит Роман Сычев. В попытке придать устойчивость бизнесу во время кризиса ритейлоры готовы на совсем уж непопулярные меры. «Если спрос на товары будет падать, возможно сокращение числа поставщиков и тех объемов, которые они продают», — заявляет руководитель направления «ноутбуки» компании «Белый ветер Цифровой» Андрей Терляков.

«Кризисная» экономика пока не вполне ясна. 5—6% — стандартная маржа производителей техники. Сами сети традиционно накидывают еще 15—20%. Но после учета накладных расходов и зарплаты персонала в итоге выходят те же 5—6%, что в сравнении с 40% и выше маржи в продовольственном ритейле вовсе не «сверхмаржа». В то же время ценовая политика сетей не имеет прямой зависимости от производителей. Снижение цены вплоть до торговли себе в убыток — обычное дело для ритейлоров. Причина в том, что остатки товара не возвращаются производителям: не продал компьютеры — это твои проблемы, а не проблемы твоего поставщика. Именно это сейчас и происходит, свидетельствуют ритейлоры. При этом поскольку в первую очередь они планируют разгружать собственные склады, затоваривание все больше будет проблемой производителей. Несмотря на то что российские компании-сборщики обладают относительно диверсифицированным производством, основной доход приносит сегмент сборки компьютеров, а не серверов, рабочих станций и аксессуаров. Сами производители пока стараются держать лицо.

Проблему затоваривания складов у сборщиков (причем выпущенных недавно ноутбуков там значительно больше, чем настольных компьютеров) президент Depo Computers (крупнейший разработчик, производитель и поставщик компьютерных систем и ИТ-решений в России) Сергей Эскин признает. Depo — крупнейший разработчик, производитель и поставщик компьютерных систем и ИТ-решений в России. При этом собственные проблемы компании, по словам г-на Эскина, не так уж велики. «Подозреваю, что намного хуже транснациональным компаниям, которые рассчитывали на рост рынка в 60—70%, а случился, напротив, значительный спад», — говорит он. О том, насколько существенно выглядит спад в цифрах, Сергей Эскин предпочел умолчать.

У RoverComputers, по словам директора по развитию этой компании Федора Волкова, тоже проблем нет: товарные запасы сравнимы с теми, что были по состоянию на начало декабря 2007 года. «У нас затоваривания не наблюдается, — заявляет Федор Волков. — Но в целом на рынке такая проблема существует».

О том, что нет особенных проблем и у «К-Системс/IRBIS», сообщил источник в компании. По циркулирующим на рынке слухам, проблемы с затовариванием складов есть у Kraftway. «У нас есть некоторое повышение товарных запасов, — признает президент Kraftway Алексей Кравцов. — Во-первых, большое влияние оказывает снижение платежеспособного спроса в результате общего кризиса ликвидности. Во-вторых, это объясняется более осторожным подходом к лимитам товарного кредитования контрагентов и процессом перехода к расчетам за товар с привязкой к курсу доллара».

Из слов Сергея Эскина следует, что Depo на кризисе способна заработать некие дивиденды. Его логика такова: в отличие от транснациональных компаний, переоценивших рынок, Depo со своими ноутбуками на рынок вышла недавно, а потому у компании нет догм в отношении плана продаж и обязательств перед рынком. «А у Acer есть, и в этом наше преимущество, — утверждает Сергей Эскин. — Пока они будут распродавать старые запасы, мы выйдем на рынок с технологическими новинками, более дешевыми и интересными». Такой оптимизм удивителен: в нынешней ситуации планы Depo завоевать 15% внутреннего рынка ноутбуков к 2010 году кажутся бизнес-фантастикой.

Но сама идея того, что перед транснациональными компаниями замаячила перспектива продажи своих товарных запасов чуть ли не до середины следующего года, сплотила вокруг себя российских конкурентов таких производителей, как ASUS, Acer и Toshiba. «Наша компания еще в начале этого года прогнозировала объем российского рынка ноутбуков 2,5 млн штук, — говорит Федор Волков из RoverComputers. — По всей видимости, представительства некоторых транснациональных компаний, планировавшие свой объем продаж исходя из доли рынка, которую собирались занять, опирались на прогноз 4,5 млн штук. Как показывает развитие ситуации, наш прогноз оказался более реалистичным».

То, что потребители начали экономить на предметах не первой необходимости, — факт. Падение спроса — вещь ожидаемая. «Спрос на компьютерную технику в январе 2009 года мы прогнозируем на уровне января 2007 года», — ожидает Александр Хомяков из «Кей». По оценке IDC, рынок декстопов в 2007 году вырос на 6%, ноутбуков — 72,3%. Возможно, в будущем году рынок производителей компьютерной техники недосчитается мелких игроков. «Те, кто вел бизнес только на заемные средства, закроются, остальные выживут без особых проблем», — уверен г-н Хомяков. Извлечь преимущества из кризиса могли бы те компании, чьи резервы позволили бы поработать в убыток до наступления лучших времен. Много ли таких на российском рынке, станет ясно уже в будущем году.

Depo Computers входит в группу компаний IBS. В 2007 году выручка Depo составила 48,9% выручки группы и достигла 516,2 млн долл. (рост на 30,7% по сравнению с 2006 финансовым годом). По данным IDC и Gartner, доля рынка компании в сегменте настольных ПК увеличилась с 5 до 8%. Оборот RoverComputers, по данным самой компании, в 2007 году составил 140 млн долл. Доля ноутбуков в продукции компании — 60%, коммуникаторов и аксессуаров — 40%. В общем объеме выручки ноутбуки занимают 50%, коммуникаторы — 25%, аксессуары — 25%. В компании рассчитывают, что по итогам 2008 года оборот вырастет до 180 млн долл. Выручка Kraftway в 2007 финансовом году составила 322,4 млн долл. против 264 млн долл. годом ранее. Ожидается, что в 2008 году выручка составит примерно 380 млн долл. 23% выручки Kraftway в 2007 году поступило от крупных корпоративных клиентов, 6% — от средних и малых компаний, 13% — от розничных потребителей, 58% — от госструктур. В 2007 году Kraftway произвела 293 тыс. компьютеров (280 тыс. в 2006 году) и 12,8 тыс. серверов (9,7 тыс.). По данным «К-Системс», в 2007 году компания продала более 200 тыс. компьютеров. Выручка в прошлом году составила приблизительно 135 млн долл., другие показатели не раскрываются.

Время новостей ссылка на статью

*