Сегодня в Самаре в галерея «Виктория» состоится открытие  выставки известных питерских художников — эмальеров «Живопись, рожденная огнем». В экспозиции представлены работы: Анастасии Александровой, Алексея Мукашева, Николая Яшманова ,Ольги Лысенковой, Ивана Дьякова. 

Красота горячей эмали рождается в огне. Технология горячей эмали сложна, трудоёмка, капризна и зависит от множества технологических факторов и секретов. «Соавтором» художника, пишущего на металле, выступает огонь, обеспечивая изделию причудливую игру цвета, богатство колористического и фактурного разнообразия. Эмаль соединяет в себе многообразие технических приемов. Конечный результат зависит как от самого художника, так и от «творящего» вместе с ним огня. Дорогая, изысканная техника эмали требует выверенности каждого штриха и напоминает многослойный пирог, где слои разной фактуры, постепенно нанизываются через личностные переживания автора.

Изделия из эмали во все времена были дорогими украшениями интерьеров. Так, в средневековых замках они выставлялись в специальных шкафах-дрессуарах. Эмаль неизменная спутница драгоценных металлов и камней. Эмальеры и ювелиры всегда были в одном цехе мастеров. Но горячая эмаль не только прекрасный декоративный материал. С древнейших времен ее используют в изобразительном искусстве. Достаточно вспомнить знаменитые византийские, лиможские или китайские произведения. Велик интерес к этому материалу и в наши дни. В экспозиции представлены авторы, которые по-разному пришли к этой удивительной технике горячей эмали. И каждый из них нашел свой, оригинальный подход к этому непростому материалу.

В экспозиции представлены произведения замечательного мастера, профессора, заведующего кафедрой Художественной обработки металлов СПГХПА им. Штиглица, участника многочисленных международных симпозиумов и биеннале эмальерного искусства Николая Яшманова. В композиции «Дама и Единорог» холодная белизна единорога на первом плане и горячие тона фона препятствуют движению в глубину. На первом плане дама перед которой преклонил колени зооморфический персонаж. Цвет акцентирует характерную декоративную двухмерность изображения. Прочитывается в композиции и стремление выразить идею торжества утонченности над дикой природой, как в серии французских шпалер XVI века «Дама с единорогом» из Музея Клуни.

В эмалях Ольги Лысенковой есть желание показать станковую эмаль. Возможно, поэтому   многие работы оформлены в традиционные рамы, которые должны создавать условия для восприятия глубины изображения. Изысканные переливы её  эмалей  погружают нас в сложный мир ассоциаций, давая возможность понять как выношенное в недрах цивилизации, это Вечное Искусство, питаясь классическими традициями, отражает современное мировоззрение художников. В настоящее время в сочетании с эмалью художники широко используют дерево, керамику, камень и др., казалось бы, несогласующиеся  материалы, что придаёт работам свежее звучание, открывает новые возможности для творчества. Интересна в этой связи эмаль на дереве «Ковчег» этого автора.  

По силе эмоционального воздействия современная эмаль теряет сегодня тысячелетнюю зависимость от ювелирного искусства и приближается к искусству станковому и монументальному. Наделенная особым магнетизмом, порожденным генетическими возможностями техники, она органично входит в пространство как частного, так и общественного интерьера, обогащая и одухотворяя его неповторимыми образами, неожиданными декоративными эффектами, оригинальной эстетикой новых форм. Это ярко и убедительно демонстрируют художники- выпускники, а многие и преподаватели  Художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица, которые составляю славную страницу в истории этой драгоценной техники в нашей стране.

*