Авиакомпании просят помощи у государства, чтобы не вылететь в трубу
По оценкам экспертов российские авиакомпании нуждаются в государственной поддержке на сумму 50-60 млрд. рублей. Правительство готово выделить всего лишь 30 млрд. Самому государству сейчас выгодно иметь дело с несколькими крупными компаниями, чем со всеми сразу.
Чиновники из Белого дома еще в ноябре поручили ЦБ и Минфину до конца этого года обогатить авиакомпании кредитами на сумму 30 млрд рублей. В первую очередь планируется укрепить авиагигантов, таких как «Аэрофлот», «Сибирь», «Трансаэро» и «ЮтЭйр». С этим несогласна Федеральная антимонопольная служба. Они предложили осуществлять господдержку либо всем авиакомпаниям, имеющим лицензии и фактически осуществляющим перевозки, либо только тем, которые будут отобраны по итогам торгов на условиях, не противоречащим требованиям антимонопольного законодательства. В общем или всем, или части, но по нашим условиям.
Самому государству сейчас выгодно иметь дело с несколькими крупными компаниями, чем со всеми сразу. Если малые авиаперевозчики и раньше не блистали рентабельностью, то теперь не всегда могут совершить даже чартерные рейсы. Без дальнейших изменений выхода у них два. Первое – поглощение более крупными компаниями, второе – банкротство.
Сейчас же каждый спасется как может. Например, ГТК «Россия» задолжала 1,3 миллиарда рублей «Совэксу» за топливо. И чтобы расплатиться подала кредитные заявки на 2 миллиарда рублей в ВТБ и Газпромбанк.
А вот «Аэрофлот» действует по-другому. Совет директоров разрешил топ-менеджерам компании прикупить приблизительно 3% своих акций. На это могут рассчитывать до 70 человек: гендиректор, его замы, члены правления и начальники департаментов. Правда окончательного решения о числе потенциальных покупателей еще нет. Исходя из рыночной ситуации 3% акций «Аэрофлота» стоят 58,2 млн. долларов.
На что отважатся другие компании пока остается тайной за семью печатями. Но следует сказать, что по оценкам экспертов без активной и своевременной господдержки до весны может не дожить около половины компаний.
Дмитрий Билик
*