В Португалии вступил в силу революционный закон о разводе, значительно облегчающий процедуру расторжения брака. Он был принят при активном содействии правящей правоцентристской Социалистической партии, пообещавшей его электорату в ходе предвыборной кампании, несмотря на попытки президента, в прошлом лидера правой Социал-демократической партии, внести в него поправки.

Президент Анибал Каваку Силва, имеющий репутацию консерватора, в конце октября был вынужден подписать этот закон, хотя и высказался против, заявив, что он может привести к нежелательным социальным последствиям. Закон вступил в силу без дальнейших поправок и доработок.

Новый закон о разводах для католической Португалии действительно революционен. Он значительно облегчает расторжение брака. Ранее для этого требовалось столько условий, что многие семьи, фактически распавшись, десятилетиями формально продолжали существовать.

Закон вводит понятие «развода на основании разрыва», то есть на основании того, что люди больше не считают себя мужем и женой. До сих пор для начала бракоразводного процесса было необходимо согласие обоих супругов или недвусмысленное доказательство вины одного из них, позволяющее признать невозможным дальнейшее исполнение супружеских обязанностей.

Теперь развестись возможно на основании заявления только одной из сторон. Достаточной причиной признается, например, то, что супруги больше года не живут вместе, а также «любой факт, который, независимо от вины одного из супругов, доказывает окончательный разрыв брачных отношений».

Облегчение развода вызвало недовольство католической церкви. «Убежден, что этот новый закон безусловно приведет к тому, что разводов станет гораздо больше, потому что теперь развестись стало намного легче», — заявил глава Епископской конференции Португалии, архиепископ Браги Жорже Ортига. Между тем, подчеркнул он, «линия на облегчение и упрощение — не всегда правильный путь».

Острую полемику вызвало еще одно положение законопроекта. Документ предусматривает, что сторона, которая «внесла явно больше, чем полагается, в исполнение супружеских обязанностей, получает право на компенсацию». Неудачная формулировка привела к тому, что этот параграф был воспринят как денежная компенсация за финансовые траты, что поставило бы в трудное положение многих жен, чей доход ниже заработков их мужей.

Как пояснили социалисты, на самом деле речь идет как раз о защите «наиболее уязвимых», то есть женщин, которые, как правило, прилагают в браке «больше усилий». Возврат документа президентом в парламент вынудил законодателей его несколько доработать. Во второй редакции, подписанной главой государства, «компенсацию» могут требовать только те, кто пожертвовал ради семьи профессиональной карьерой. Но снимать спорное положение, на которое указал и президент, социалисты не стали.

АМИ-ТАСС ссылка на статью

***