Рынок газет России переживает не лучшие времена: в октябре рекламные доходы российской прессы значительно снизились. Больше всего в условиях кризиса пострадали еженедельные издания — количество рекламы в них сократилось на 15 процентов.

Продолжавшийся последние пять лет рост рекламных доходов российской прессы закончился в октябре: в этом месяце объем рекламы по сравнению с аналогичным периодом 2007 года снизился на 9%, подсчитала исследовательская компания TNS Media Intelligence. Первыми сократили свои бюджеты ритейлеры, производители водки, риэлтеры и автомобильные дилеры. Провальным для прессы будет первый квартал 2009 года, уверены эксперты, пишет «Коммерсантъ».

Объем рекламы, подсчитанный в полосах форматах А2 в прессе, в октябре 2008 года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9%, до 42 тыс. полос, следует из результатов мониторинга рекламы TNS Media Intelligence более 1 тыс. изданий в 13 городах России. Падение объемов показали все типы изданий за исключением ежедневных. Условия по скидкам в прессе в октябре принципиально не менялись, напоминает гендиректор рекламного агентства EuroPublicity Вадим Кудряшов. Следовательно, в денежном выражении совокупные рекламные сборы издательских домов в октябре 2008-го оказались ниже, чем год назад. По итогам первых девяти месяцев пресса демонстрировала устойчивый рост: по оценке Ассоциации коммуникационных агентств, объем рекламы в денежном выражении увеличился на 14%, до 40,2-40,4 млн руб.

Крупнейшими рекламодателями в прессе в октябре оказались банки. Объем рекламы их услуг, по данным TNS Media Intelligence, вырос на 35%, до 1,2 тыс. полос формата А2. Локомотивом категории стал Газпромбанк, выкупивший по сравнению с октябрем 2007 года в шесть раз больше полос (до 320) и ставший по этому показателю крупнейшим рекламодателем октября 2008 года. Увеличилась также реклама банковских вкладов (на 236%, до 315 полос), продажа коттеджей и таунхаусов (на 182%, до 365 полос), женской и мужской одежды (на 54%, до 363 полос), авиаперевозчиков (на 52%, до 128 полос). Падение рекламных объемов продемонстрировали такие категории рекламодателей, как «легковые автомобили» (на 17%, до 1,2 тыс. полос), «риэлтерские услуги» (на 15%, до 504 полос), «ритейл» (на 9%, до 391 полосы), «водка» (на 45%, до 179 полос).

Данные TNS Media Intelligence о начавшемся в октябре падении рекламных сборов подтверждают и издатели. В «Аргументах и фактах» и «Экстре М» объем рекламы в октябре почти не вырос, а в ноябре началось падение на 5-15% в зависимости от издания, признает гендиректор холдинга «Медиа 3» Александр Страхов. «С учетом того, что первые девять месяцев наши издания показывали значительный прирост, например, «АиФ» — более 30%, а «Экстра М» — более 10%, падение сейчас очень ощутимо»,- признается он. Директор по маркетингу ИД «Пронто-Москва» (газета «Из рук в руки») Сергей Орехов отмечает, что сегмент рекламно-информационных изданий больше всего ощущает падение объемов рекламы со стороны рекламодателей в сегменте «работа»: «Последние два месяца мы ощущаем падение рекламных объемов на уровне 15-20%, в то время как в прошлом году был прирост более 15%». По данным TNS Media Intelligence, вакансии предприятий уже в октябре во всей прессе в целом снизились на 21%, до 667 полос. Впрочем, директор службы рекламы ИД «Комсомольская правда» Владислав Гемст отмечает пока лишь снижение темпов роста в октябре-ноябре до 7-8% против 25% в январе-сентябре.

Абсолютно провальным для прессы будет первый квартал 2009 года, уверен Вадим Кудряшов из EuroPublicity. По его словам, у одних рекламодателей до сих пор еще нет понимания относительно своей активности в следующем году, другие уже заложили снижение продаж и, соответственно, урезали свои рекламные бюджеты.

Рынок газет Европы тоже переживает не лучшие времена: отток рекламодателей, падение тиражей и другие факторы не лучшим образом сказываются на доходах. Но похоже, что в ближайшем будущем станет еще хуже.

Как сообщает Пресс-Атташе.ru, европейские производители газетной бумаги во главе с Norske Skog (один из лидеров рынка), в настоящее время обсуждают с издателями поднятие цен на 20%. Представитель Norske Skog заявил: «Доходы от продажи бумаги в последние несколько лет постоянно падают. Мы полагаем, что сейчас поднять цену — единственный выход, чтобы производство работало в зоне рентабельности».

По мере того как спрос на газеты снижается, производители бумаги терпят страшные убытки, т.к. в цены на древесину, электроэнергию и транспортировку в последнее время стремительно шли вверх.

Вслед за падением спроса на газеты, спрос на бумагу тоже сокращается. За 2008 году европейские производители бумаги суммарно сократили производство на 1 миллион тонн.

На фоне общего спада на рекламном рынке один из его сегментов — онлайн-реклама — продолжает расти именно потому, что обходится рекламодателям значительно дешевле любой другой рекламы. Затраты на нее можно изменить в любой момент в зависимости от посещаемости сайта, тогда как время на телевидении надо оплачивать за несколько недель до трансляции. При этом телевизионное время обойдется существенно дороже, чем размещение того же клипа на видеосайтах и в популярных блогах, замечает газета Ведомости

Елена Денисова

02 декабря 15:50 MCK

СМИ.ru ссылка на статью

*