29 ноября в Сочи открыли очередной участок объездной дороги вокруг курорта протяженностью 4,27 км. В церемонии приняли участие министр транспорта РФ Игорь Левитин, президенты Оргкомитета «Сочи-2014» и госкорпорации «Олимпстрой» Дмитрий Чернышенко и Виктор Колодяжный, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев.

«2-й пусковой комплекс обхода Сочи», как называют объект дорожники, является частью программы строительства объектов зимних Олимпийских игр 2014 года. Чиновники особо подчеркивали, что этот участок объездной дороги вводится в эксплуатацию на год ранее первоначального графика.

Открытый для проезда участок дороги — объект чрезвычайно сложный: он состоит из двух туннелей общей длиной 540 метров, семи мостовых сооружений, включая мост через реку Бзугу, эстакады и путепровода, протянувшихся на 873 метра. Объект обошелся государству в 5 млрд рублей.

Прокладывать дорогу в обход Сочи начали еще в 1988 году. Потом работы были прекращены из-за отсутствия финансирования. Возобновились же они через десять лет, и первая очередь объездной трассы была введена в эксплуатацию в 2001 году. То есть изначально объездная дорога вокруг Сочи не являлась олимпийским объектом, а стала таковым только год назад. Теперь это «одна из основных составляющих транспортной инфраструктуры в программе подготовки города к проведению Олимпиады-2014».

Новый статус гарантирует, что объездную дорогу, равно как и все остальные сочинские олимпийские объекты, в том числе и те, которые будут относиться к Олимпиаде лишь косвенно, обязательно построят к 2014 году, невзирая на кризис, поразивший мировую и российскую экономику.

Президент оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко и министр транспорта РФ Игорь Левитин говорили об этом 29 ноября во время пресс-конференции, которую они провели в сочинском олимпийском информационном центре. Г-н Левитин, в частности, подчеркнул, что 8 млрд руб., необходимые для завершения строительства объездной дороги вокруг Сочи в 2009 году, уже выделены. Общая стоимость этой трассы, включая те деньги, что были потрачены на нее еще в прошлом веке, составит, по словам министра, порядка 30 млрд рублей.

28 ноября в Сочи прошло совещание по вопросам развития транспортной инфраструктуры города как столицы Олимпиады, в котором принимали участие чиновники федеральных ведомств, городской и Краснодарской краевой администраций, инвесторы, проектировщики, строители, поставщики стройматериалов и т.д. Также рассматривались проблемы, связанные с транспортным обеспечением строительства олимпийских объектов и самих Игр.

На пресс-конференции по итогам совещания Игорь Левитин и Дмитрий Чернышенко подтвердили, что начиная с 2009 года все эти вопросы будут решаться специально создаваемой автономной некоммерческой организацией «Транспортная дирекция Олимпийских игр». Устав и все необходимые документы для создания дирекции уже согласованы, заканчивается процедура оформления, и в ближайшее время должно выйти соответствующее постановление правительства. Дирекция возьмет на себя функции логистического, транспортного и технологического обеспечения доставки грузов на олимпийские стройки. Уже в течение 2009 года, по словам г-на Левитина, в Сочи для строительства олимпийских объектов будет завезено 14 млн тонн различных грузов, в основном стройматериалов.

Чтобы складировать этот колоссальный объем грузов, в городе срочно готовятся 14 площадок, которые смогут одновременно вместить 5 млн тонн, три из них — с подъездными железнодорожными путями. Во второй половине 2009 года должна быть введена в эксплуатацию первая очередь одного из двух грузовых морских портов, строительство которых сейчас только начинается в Нижнеимеретинской бухте, в непосредственной близости от места возведения объектов приморского кластера сочинской Олимпиады. Когда оба порта заработают на полную мощность, объем ежегодно завозимых в Сочи грузов возрастет более чем до 20 млн тонн.

Первоначально планировалось, что один из двух «олимпийских» сочинских портов к 2014 году будет перепрофилирован в марину (порт для яхт), а второй останется грузовым. Против чего протестовали жители Нижнеимеретинской низменности, резонно полагая, что грузовой порт, работающий на побережье, уничтожит всю курортную отрасль района. К мнению местного населения прислушались: на пресс-конференции министр транспорта РФ Игорь Левитин сообщил, что правительство решило перепрофилировать в марину к 2014 году и второй порт. В связи с этим возникли определенные трудности с инвестором (крупной турецкой фирмой), который подряжался строить и эксплуатировать только грузовой порт, но, по словам министра, «с инвестором сейчас работают», и компромиссное решение будет найдено.

По словам министра транспорта РФ, процесс подготовки к Олимпиаде идет «строго по графику». Проектная документация готовится. Уже в декабре 2008 года многие проекты будут направлены в Госэкспертизу, а в январе объявят конкурсы по выбору подрядных организаций для строительства целого ряда объектов транспортной инфраструктуры. Г-н Левитин также сообщил, что сейчас в Сочи на строительстве объектов транспортной инфраструктуры работает около 10 тыс. человек, а в 2009 году число строителей-дорожников на курорте возрастет в три раза.

Дмитрий Чернышенко и Игорь Левитин, отвечая на вопрос, не будет ли сокращено в связи с кризисом число объектов, которые предполагалось построить или реконструировать в Сочи и которые не имеют прямого отношения к Олимпиаде, заявили, что никакого сокращения не предполагается. Более того, по словам г-на Чернышенко, если раньше говорилось о двух кластерах сочинской Олимпиады — приморском и горном, то теперь вводится понятие третьего кластера — собственно города Сочи, который необходимо «подтягивать» в соответствии со стандартами МОК до высокого уровня комфортности.

Г-н Чернышенко привел пример: канадский город Ванкувер, столица зимней Олимпиады 2010 года, в рейтинге городов по комфортности занимает четвертое место; Лондон, столица летней Олимпиады 2012 года, — тридцать девятое; а наш город Сочи пока даже не попадает в список.

Г-н Левитин сообщил, что премьер Владимир Путин поставил перед всеми, кто занят подготовкой Сочи к Играм, задачу: рассмотреть возможность выполнения тех же физических объемов работ при сокращении финансирования. И это, полагает г-н Левитин, возможно, потому что сейчас снижаются цены на строительные материалы. Впрочем, признал министр, некоторые проблемы могут возникнуть с теми объектами, которые предполагалось возводить или реконструировать за счет инвесторов. Но таких объектов среди тех, которые находятся в городе Сочи и не имеют прямого отношения к Олимпиаде, немного. Практически все строится на бюджетные деньги: и дорога-дублер Курортного проспекта, и девять транспортных развязок, и другие объекты.

По словам Игоря Левитина и Дмитрия Чернышенко, самым сложным объектом сочинской Олимпиады остается совмещенная железная и автомобильная дорога, которая должна связать приморский и горный олимпийские кластеры. Эта дорога пройдет в горах в сложнейших геологических условиях, но и здесь, как заявил г-н Левитин, нет никаких сомнений в реализации проекта к установленному сроку, а именно к 2012 году, когда в Сочи на всех олимпийских объектах будут проводиться тестовые соревнования. Строительство совмещенной дороги начнется в 2009 году сразу в трех местах. Уже определены точки размещения производственных баз и вахтовых городков строителей, ведутся проектно-изыскательские работы.

Время новостей ссылка на статью

***