Полагают, что до принятия христианства святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба — Белбога.) Некоторые производят это слово от старославянского свиатки — души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем.

Коляда (коледа) был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, котоый горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо.

Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Однако у белорусов Рождество до сих пор называется Каледа, и у всех восточных славян сохранилось колядование — комплекс святочных обрядов. Многие из этих обрядов пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли «духов предков», проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия.

При колядовании обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья, с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, позднее также рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой «вертеп», показывая представления на евангельские сюжеты.

Колядки различались в зависимости от припева:

Авсеньки — припев «Авсень, Авсень!»;

Щедровки — припев «Щедрый вечер!» (колядки в районах, граничащих с Украиной);

Виноградия — припев «Виноградиё краснозелёное!» (северно-русские колядки, особенно протяжённые). Виноград — символ изобилия.

До Х века новый год на Руси начинался с полнолуния в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию. В Х в. Древняя Русь приняла христианство, а вместе с этим и применявшееся в Византийской империи летоисчесление от «сотворения мира», т.е. с 5508 г. до н.э., и начало года стали отмечать 1 марта (по н.ст. 14 марта — день Евдокии-плющихи). С этого времени на Руси пользовались юлианским календарём, состоящим из 12 месяцев, названия которых были связаны с явлениями природы (в разных местах страны — свои названия). С 1492 г. Новый год на Руси повсеместно стали отмечать по церковному календарю 1 сентября(14 сентября по новому стилю — Семёнов день; 7000 год от «сотворения мира»). Спустя 2 века в 1700г. (7208г.) Пётр I обнародовал указ «лета исчеслять» с 1 января от Рождества Христова 8 дней спустя (т.о. в Российском государстве 1699 г. продолжался 4 месяца: сентябрь-декабрь). К 20в. Россия на 13 суток отстала от Европы, давно перешедшей григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв в 1918 г. декретом Совнаркома был осуществлён переход на григорианский календарь — «новый стиль». 14 января — день Святого Василия оказался старым Новым годом.

Языческие святки сопровождались гаданиями. Цель гаданий — узнать о будущем урожае. Использовались ритуальные сосуды с водой из 12 колодцев, пели песню хлебу. В позднее время гадания превратились обряд, а кое-где и просто в игру. Цель гаданий — узнать о девичьей судьбе. Гадали с помощью блюда с молчальной водой, украшений и подблюдных песен. Дошедшие до нас подблюдные песни содержат заклинания: «Кому поём — тому добро, тому сбудется, не минуется» и припевы: «Слава», «Слово моё», «Ладу», «Свят вечер», «Илею» (от Илья). Для гаданий было характерно место их проведения (обычно баня), а также снятие участницами с себя нательного креста, всех оберегов, распускание волос.

Были распространены и святочные вечёрки с вечёрочными поцелуйными песнями, представлениями ряженых (игра в покойника со срамной молитвой, продажа коня или козы, дед с бабкой и др.) Поцелуйные окончания вечёрочных песен имели агропродуцирующее значение «Цалуй в уста, чтобы рожь густа…»

Церковь запрещала во время святок гадания и ряжения, основываясь на постановлении Шестого вселенского собора: «Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимии. … пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок.»

Праздник Крещения замыкал двенадцать святочных дней. В этот день Церковь празднует вхождение Иисуса Христа на путь служения людям, начало его проповеди. В день Крещения повсеместно в храмах, на реках, озерах, совершается водосвятие, обряд освящения воды в «ердани» — проруби, сделанной в виде православного креста. Грешивших на святках (одевавших личины, гадавших) купали в проруби.

UralOnlineTM

*