29 ноября 1878 года «Самарские губернские ведомости» опубликовали отчет о состоянии промышленности и торговли в крае за минувший год. В губернии действовало 515 фабрик и заводов, на которых было занято 4165 человек. Первое место среди предприятий принадлежало салотопенной промышленности.

Только заводы Самары выпускали продукции на сумму более 1324 тысяч рублей. Высокий доход приносили винокурни, находящиеся в Ставропольском, Бугурусланском, Бугульминском и Бузулукском уездах. Прибыль их владельцев составляла почти 1400 тысяч.

Главная роль в губернии сохранялась за хлебной торговлей. В перевозку хлебных грузов включилась Оренбургская железная дорога. В первый год она доставила в Самару почти 6 миллионов пудов пшеницы, около 3 миллионов пудов ржи, без малого 600 тысяч пудов муки разных сортов. А из города отправила хлебных грузов более 270 тысяч пудов.

Но основой поток грузов пока шел еще по Волге. Хлеботорговцы отправили по реке с пристаней Самары почти 3350 тысяч пудов ржи и более 6 миллионов пудов пшеницы. В целом же вывоз из губернии только пшеницы водным путем составил до 12 миллионов пудов на сумму, превышающую 11 миллионов рублей.

1877 год стал одним из самых результативных по перевозкам хлебных грузов водным путем. Но уже на следующий год Оренбургская железная дорога организовала прямое сообщение с портами Балтики и Петербурга, ежедневно отправляя в этом направлении 32 вагона. Тарифы предложила вполне приемлемые: 1/30 копейки с пудо-версты за пшеницу и 136 копейки за перевозку ржи, овса, ржаной муки и отрубей.

Скорость доставки (до Рыбинска, главной перевалочной базы волжского пути суда шли неделями), условия перевозки (на реке всегда сохранялась высокая влажность, что вредило особенно муке), приведут вскоре к тому, что железнодорожный транспорт примет на себя большую часть хлебных грузов.

*