В музейном мире Санкт-Петербурга, похоже, назревает новый серьезный конфликт. Заведующий отделом архаических верований и ранних цивилизаций Государственного музея истории религии Владимир Хршановский и ряд его соратников по илуратской археологической экспедиции собираются перейти под крыло Эрмитажа. Только так, утверждает г-н Хршановский, удастся сохранить коллектив, не один десяток лет изучавший так называемый боспорский феномен — историю и быт уникального государства, существовавшего некогда в Северном Причерноморье. В ГМИРе, по словам научных сотрудников музея, им уготована лишь скромная доля хранителей ранее раскопанных артефактов.

Это печальное заявление Владимир Хршановский сделал в ходе проходящей сейчас в Санкт-Петербурге международной научной конференции «Боспорский феномен», в которой принимают участие также специалисты Института археологии, Государственного Эрмитажа, археологи из многих европейских стран. Для илуратской экспедиции эта конференция знаменательна и тем, что в этом году она отмечает круглую дату — 40 лет назад, в 1968 году, сотрудник Музея истории религии Михаил Кубланов организовал первую научную поездку на Таманский полуостров.

Боспорское царство было самым большим политическим объединением в Северном Причерноморье. Греки появились на этой территории примерно в VI—VII веке до нашей эры. Основали там города, объединив их примерно в конце V века до нашей эры. Смешение пришлых греков с местными жителями и породило боспорский феномен, или греко-варварское государство, в котором сочеталась «рафинированная» греческая культура и культура кочевников — сначала скифов, потом сарматов, половцев, гуннов. Греческий импульс как доминирующий достаточно быстро растворился, но отголоски его сохранялись на протяжении всей истории Боспорского государства.

Но Боспор практически не оставил после себя письменных документов. Есть только отдельные упоминания об этом царстве у отдельных античных авторов. И теперь единственный вообще источник сведений о Боспоре — это археологические раскопки. Еще до раздела Советского Союза в музей из экспедиции была привезена уникальная терракотовая статуя Деметры — такого качества и размера нет даже в Эрмитаже, она уникальна для Северного Причерноморья. Найдены золотые комплексы боспорского царя Евпатора, экспонаты которого хранятся сейчас в Керченском музее. Нынешний руководитель илуратской археологической экспедиции Владимир Хршановский утверждает, что сегодня результатами раскопок и знаниями о Боспоре интересуются греки, немцы, датчане, англичане. Когда организовывалась первая международная конференция по боспорскому феномену, никто не предполагал, что подобные форумы затем будут регулярно проводиться в течение десяти лет. А после десятилетий плодотворной работы и тем более казалось невозможным, что экспедицию и конференцию поставят под угрозу бюрократические нововведения.

С приходом в Музей истории религии нового руководителя, бывшего директора Петропавловской крепости Бориса Аракчеева организаторы экспедиции были поставлены перед фактом — по мнению нового директора, она музею не нужна. И Владимир Хршановский вынужден был обратиться в Министерство культуры с просьбой поддержать научную работу, результатами которой пользуются все историки, интересующиеся Северным Причерноморьем. «С приходом нового директора идет скрытое перепрофилирование нашего музея, — говорит г-н Хршановский. — Мы из музея превращаемся в выставочный центр с религиозной тематикой. Новое руководство нам, научным сотрудникам, откровенно говорит: вы не нужны музею, нам нужны только хранители».

Начавшиеся перемены будут закреплены в ходе начинающейся реформы системы оплаты труда бюджетников. В новом штатном расписании отсутствует упоминание про археологическую экспедицию, а для научных сотрудников установлена минимальная ставка в том случае, если они не будут выполнять еще и функции хранителей. Единственный выход, считает Владимир Хршановский, — это переход под крыло другого музея. «Я уже обсудил этот вопрос с директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским, — утверждает г-н Хршановский. — Он понимает всю ценность экспедиции и всей нашей научной работы. Эти исследования и экспонаты нельзя нигде купить, они могут только перейти вместе с тем исследователем, который проводил эту работу».

Время новостей ссылка на статью

***