На фоне борьбы российского правительства с мировым финансовым кризисом и его последствиями у нас почти незамеченной осталась очередная победа инфляции над правительственными прогнозами — рост цен превысил запланированные 11,8% к концу года и разогнался до 12% к середине ноября. Лишь вчера Министерство экономического развития признало, что план по инфляции опять перевыполнен, и озвучило новый прогноз — 13,4—13,5% к концу года. При этом мнения российского правительства и международных финансовых институтов относительно масштаба роста цен в России в будущем 2009 году существенно расходятся.

Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин на днях заявил, что в следующем году есть все основания удержать темпы роста цен на уровне 8%. В свою очередь Всемирный банк сделал менее утешительный прогноз — инфляция в России в 2009 году будет не менее 12%. Эксперты полагают, что оба сценария возможны, и в нынешних условиях правительству следует максимально использовать возможности для уменьшения роста цен.

Неофициально некоторые правительственные чиновники еще ранее признавали, что рост потребительских цен в этом году будет выше прогнозного. Об этом говорил и первый заместитель председателя Центробанка Алексей Улюкаев, и вице-премьер Александр Жуков. Но давать прогнозы на следующий год — прерогатива министерств экономического развития и финансов. Глава последнего заявил, что ожидает серьезного снижения инфляции в 2009 году по сравнению с текущим — до 8%. Почти одновременно Всемирный банк опубликовал свой доклад об экономике России в будущем году, где дал прогноз по росту цен. «В 2009 году снижение инфляции ниже 12% будет сложной задачей», — говорится в документе. Пока прогнозный показатель инфляции на 2009 год российское правительство установило на уровне 7,5—8,5% (к слову, точно таким же он был перед началом 2008 года). Газета «Время новостей» обратилась к экспертам с просьбой аргументировать или опровергнуть инфляционные прогнозы правительства и Всемирного банка на 2009 год.

«Очевидно, что г-н Кудрин рассчитывает на дефляцию, но я не могу привести аргументов в пользу этой позиции. Наша экономика очень консолидирована, низкий уровень конкуренции не позволяет рассчитывать на снижение цен, — говорит Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка. — Кроме того, продолжается ослабление рубля, рост тарифов. Уже очевидно, что в следующем году экономический рост будет финансироваться за счет дефицита бюджета, что также очень инфляционно». Эксперт согласна с тем, что есть общие ожидания мировой дефляции, и в этом случае мы могли бы рассчитывать на снижение цены импорта. «Но даже если в целом в мире будет достаточно глубокая дефляция, в России уровень инфляции в лучшем случае будет чуть выше 10%», — не советует обольщаться г-жа Орлова.

Общемировые тенденции таковы, что действительно в первом полугодии может быть небольшая дефляция или, как минимум, замедление темпов роста цен, а во второй половине можно ожидать новой волны инфляции. Но у нас в конце этого года проводится очень либеральная денежная политика, которая должна сказаться в первом квартале 2009 года достаточно высокими темпами роста цен. «Так что в первом полугодии мы не сможем присоединиться к общемировым тенденциям, а во втором мировая инфляция нас догонит», — делает пессимистический прогноз г-жа Орлова.

«Нам надо ставить задачу удержать инфляцию даже не на уровне 8%, а на уровне 5%. 8% должно было быть три года назад, — полагает Евгений Ясин, научный руководитель ГУ—Высшей школы экономики. — Если будет 12 или 14%, как в этом году, это создаст колоссальные проблемы, мы не сможем вести нормальное кредитование экономики. Поэтому нам в любом случае нужно с этим что-то делать». Он указывает, что «кризис в мировом измерении связан не с инфляцией, а с сокращением спроса и с дефляцией», что должно помочь и нам справиться с бурным ростом цен.

Дополнительными факторами в нашу пользу будут набирающие ход процессы увольнения, понижения зарплат в России. «Это все надо использовать, разъяснить людям, зачем нужно бороться с инфляцией, — уверен г-н Ясин. — Если же будет продолжаться политика бешеных вливаний в экономику, при существующем разрыве между высоким уровнем инфляции и низкими процентными ставками по государственным кредитам капитал продолжит уходить из страны».

Но сейчас не время сожалеть об упущенных возможностях. «Пережить кризис — это не подвиг, нужно использовать его для повышения эффективности экономики», — считает Евгений Ясин, и это должно стать первостепенной задачей для правительства.

Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов полагает, что возможны варианты как неконтролируемой высокой инфляции, так и разумного темпа роста цен. «Развитие событий зависит от сопряжения трех процессов. Первое — это обесценение рубля, которое может «подраскрутить» инфляцию. Второе — сжатие денежной массы, что может положительно сказаться на сдерживании темпов роста цен. Третий процесс — рост тарифов», — указывает на факторы, за которыми правительство должно следить особенно внимательно, г-н Белоусов. «По нашим расчетам, можно удержать инфляцию даже в районе 7,5—8%», — поддерживает прогноз министра финансов эксперт. Это возможно в случае, если правительство в будущем году будет придерживаться бездевальвационного сценария. Если девальвация все же запланирована, то инфляция будет напрямую зависеть от ее масштабов. «В этом случае даже 14% — вполне реально и даже не слишком много», — предупреждает г-н Белоусов.

Время новостей ссылка на статью

***