Сработали на пару. Россияне завоевали три награды на этапе Гран-при в Москве
В российской столице завершился пятый, предпоследний этап серии Гран-при по фигурному катанию. Последний соревновательный день принес главную сенсацию турнира. Вторая российская пара Яна Хохлова — Сергей Новицкий обошла на три балла чемпионов Европы-2008 Оксану Домнину и Максима Шабалина, которые остались вторыми. Еще одно «серебро» в парном катании завоевали Юко Кавагути — Александр Смирнов, уступив дуэту из Китая Дан Жанг — Хао Жанг.
Известный российский тренер Тамара Москвина, которая работает с парой Кавагути — Смирнов, говоря о ситуации в нашем парном катании, прибегла к кулинарным сравнениям. «Допустим, вы сварили большую кастрюлю борща и постепенно весь его съели. Образовалась пустота. И сейчас на вашем столе капуста, картошка, морковь… Все эти ингредиенты надо нарезать и сварить. То есть все начинается с нуля, чтобы приготовить продукт. Примерно то же происходит сейчас и в нашем парном катании».
Действительно с уходом олимпийских чемпионов Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина в парном катании образовался вакуум. В российской сборной у лидеров не было конкурентов, слишком большое расстояние отделяло их от молодых. И появившийся после Турина пробел заполнить было некем.
Три года назад Тамара Москвина начала тренировать Кавагути — Смирнова с прицелом на Олимпиаду-2010. Но с самого начала не скрывала, что, поскольку времени остается в обрез, в такой ситуации не до сантиментов и что если не будет обоюдной заинтересованности в работе и нацеленности на результат, то тогда вообще не имеет смысла сотрудничать. Но за три минувших сезона ее подопечным удалось вплотную приблизиться к лидерам мирового парного катания. В этом году на этапе Гран-при в Канаде Кавагути — Смирнов впервые в карьере завоевали «золото».
Если бы в Москве фигуристы откатались так же, как в Оттаве, то могли бы и здесь побороться за золотую медаль. Но в обеих программах россияне допустили ошибки и после не скрывали разочарования по поводу домашнего старта. Хотя в отличие от «Скейт Канада» в произвольной программе они единственные исполнили сложнейший элемент — четверной выброс. Правда, неидеально. Во время приземления партнерша коснулась льда рукой.
По словам Москвиной, после канадского этапа они договорились с фигуристами, что, начиная с Гран-при в Москве, во всех последующих стартах они будут делать этот элемент. И когда перед субботней произвольной программой тренер предложила заменить четверной на тройной выброс сальхов, фигуристы запротестовали. «Откровенно говоря, такая настойчивость мне понравилась, — сказала Тамара Николаевна. — Хотя, вне всяких сомнений, в современном парном катании очень тяжело сочетать артистизм и стабильную технику. Четверной выброс отнимает столько эмоциональных и физических сил, что после него можно ошибиться даже в простых вещах. К примеру, в произвольной программе ребята не справились с двойным акселем. Но этот прыжок стоит не на месте в программе, и мы, естественно, внесем коррективы».
В этом году вместе с Москвиной питерской паре помогали ставить программы Петр Чернышов и Игорь Бобрин. Детище Чернышова — короткую программу на музыку Сен-Санса «Умирающий лебедь» отметили все специалисты. Произвольную («Паяцы» Леонкавалло) делал Бобрин на манер «Чаплина», которого в свое время ставил для других учеников Москвиной — Бережной и Сихарулидзе. Много времени Кавагути и Смирнов проводили на репетициях танцоров Мариинского театра, в частности балерины Ульяны Лопаткиной. «Больше всего меня потрясло то, сколько времени балетные люди занимаются в зале. Мы проводим на льду фактически весь день. Но они работают еще больше», — признавался Смирнов.
Общение с театральными профессионалами сказалось на артистизме москвинской пары. В особенности это проявилось в катании партнера. Смирнов в этом сезоне, безусловно, претендует на звание одного из самых ярких парников. С этим согласилась и сама Москвина, хотя и не скрывала, что недовольна выступлением своих подопечных. «Но шаги вперед есть. Главное, что Саша научился владеть собой. Я вижу его «трезвые» глаза. В них пропала растерянность. Ребята много внимания уделяют художественной составляющей своих программ. Но пока совместить художественную и техническую стороны не удается. Недоработки присутствуют. Пока спортсмены не готовы к тому, чтобы безошибочно кататься и на чемпионате России, и на Олимпиаде, и на первенстве двора. Вот когда такая уверенность в своих силах и стабильность в исполнении элементов придет, все будет иначе», — считает Москвина.
После завершения турнира парников в микст-зону, где спортсмены общаются с журналистами, спустился министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко. Он долго беседовал с японской партнершей, и все решили, что речь идет о получении российского гражданства Кавагути. Но Москвина чуть позже развеяла эти догадки, сказав, что этот вопрос не входит в компетенцию спортивного чиновника. Сама же Юко подтвердила серьезность намерений получить российский паспорт, чтобы выступить на Олимпийских играх в Ванкувере, даже несмотря на то, что обратный процесс — вновь стать гражданкой Японии — будет чрезвычайно сложным. По ее словам, для этого ей понадобится ждать не менее десяти лет и выйти замуж за японца. Никакие другие аспекты, такие как заслуги в спорте, браться во внимание не будут. «У нас в Японии все несколько иначе. Закон есть закон. Один для всех», — сказала фигуристка.
Другая японская спортсменка, Фуми Сугури, которая лидировала после короткой программы, но в итоге стала лишь третьей, так прокомментировала решение Кавагути. «На ее месте я поступила бы так же. В Японии проблема с партнерами высокого уровня, и Юко нашла себе пару в России. Это была ее мечта — тренироваться у Москвиной и выступить на Олимпиаде. Я знаю, что Юко серьезно занимается изучением русского языка. Я очень уважаю ее за это и горжусь ею».
У танцоров на льду кадровых проблем нет, хотя с нынешнего сезона Оксана Домнина и Максим Шабалин и тренируются в США у Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова. По словам Домниной, процесс адаптации к новым условиям еще не завершен и это сказывается на катании дуэта. К тому же из-за травмы Максима они довольно поздно начали готовиться к сезону и поначалу думали, что вообще пропустят этапы Гран-при. «Первое время на тренировках было очень тяжело, — рассказывала она. — Наталья Владимировна пыталась нам что-то объяснять, а у меня было ощущение, что она будто разговаривает на другом языке. Сейчас все постепенно встает на свои места. Программы наши поставлены очень грамотно. Все элементы практически четвертого уровня сложности, и задача в том, чтобы чисто их откатать. Конечно, травмы Максима не дают возможности работать с полной отдачей. Он все еще проходит восстановительный курс. У партнера весь день расписан буквально по минутам. Мне проще. После двух часов дня я фактически свободна. Думаю, всерьез заняться английским языком. Подрабатывать на катке, учить начинающих спортсменов, как это делали и делают наши фигуристы, я пока не собираюсь. Благо, что финансовые вопросы решены. Московская область нас не забыла».
Вторая российская пара Яна Хохлова — Сергей Новицкий впервые в карьере не только выиграла этап серии, но и обошла своих главных конкурентов Домнину — Шабалина. После соревнований спортсмены признались, что даже представить не могли, что это может произойти. Но все решил произвольный танец, где Хохлова и Новицкий обыграли остальных участников, а Домнина и Шабалин, допустив ряд ошибок, стали третьими. Минимальный разрыв в баллах после обязательного и оригинального танцев не позволил им остаться на первой позиции после третьего вида. В итоге Хохлова и Новицкий попадают в финал чемпионской серии, где Россия будет представлена двумя танцевальными дуэтами.
Что же касается соревнований одиночников, то россияне изначально не претендовали на попадание в призы. Женский турнир выиграла итальянка Каролина Костнер, у мужчин — француз Брайан Жубер.
***