Драма с тонущим «Опелем» взяла за душу правительство Германии. Продукция «Опеля» знакома жителям бывшего СССР гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. За основу при разработке знаменитой послевоенной «Победы» (ГАЗ-20) была взята модель Opel Kapitan 1939 года. А сразу после войны в Москве построили и завод по выпуску малолитражек. Гордость советского автопрома называлась «Москвич-400». Пленным немцам, возводившим этот завод, модель казалась до боли знакомой…

Кризис немецкой автоиндустрии приобретает все более отчетливые масштабы. Традиционному немецкому предприятию Adam Opel GmbH, являющемуся частью американского автоконцерна General Motors, грозит банкротство. Канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) взяла дело под личный контроль. В ЕС поговаривают об общеевропейском плане помощи автоиндустрии.

Скажем так, банкротство грозит не немецкому предприятию Adam Opel GmbH, а его «папе», американскому гиганту General Motors (GM). Опасаясь такого сценария, руководство Adam Opel GmbH обратилось с просьбой о возможной помощи к немецкому правительству. Ведь если обанкротится «папа», то немецкой «дочке» тоже мало не покажется – в лучшем случае пойдет «по рукам» или будет насильно «выдана замуж», в худшем – просто закрыта. Мировой финансовый кризис усугубил проблемы, которые годами разрастались и теперь приобретают угрожающие формы. Начиная с октября 2007 года объемы продаж GM упали на 45%, Ford – на 30%, Chrysler – на 36%. Всем трем толстякам грозят серьезные проблемы, а эксперты прогнозируют банкротство GM уже к концу этого года. Это означает потерю 2,5 млн. рабочих мест по всему миру.

Известно, что американские автоконцерны обратились к правительству: чтобы избежать худшего, они требуют 25-миллиардный пакет помощи из тех 700, что государство выделило на спасение банков. Будущий президент Барак Обама (Barack Obama) заверил автостроителей, что помощь придет, однако присягу Обама примет лишь в январе 2009 года. До этого времени вряд ли что-то произойдет, ведь республиканцы считаются явными противниками госпомощи частному предпринимательству. Консультации по этому вопросу начались в Сенате уже с понедельника, 17 ноября. Итак, судьба Adam Opel GmbH во многом зависит от правительства американского.

Однако немецкое правительство тоже не желает сидеть сложа руки, ведь совершенно ясно, что однажды потерянные 75 000 рабочих мест на самом «Опеле» и его поставщиках, уже никогда не будут восстановлены в Германии. Они возникнут где-то в России, Китае, Румынии…

Но как именно помочь – правительство Меркель, похоже, еще не знает. Суть опасений выразил главный экономист Deutsche Bank Норберт Вальтер (Norbert Walter): «Нужно учитывать международный размах проблемы, возникшей на GM и Opel, чтобы государственная помощь, сформированная из денег наших налогоплательщиков, не пропала в бездонной бочке процедуры банкротства GM».

Пока что канцлер Ангела Меркель в понедельник, 17 ноября, встретилась с руководством «Опеля». На переговорах присутствовали министр финансов Пер Штайнбрюк (Peer Steinbrueck) и министр экономики Михаэль Глос (Michael Glos). В тот же день с представителями автоиндустрии встретился вице-канцлер, министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier). В ходе экстренного заседания было решено, что государство в случае необходимости поручится за кредиты в размере 1 млрд. евро. Глава европейского отделения концерна General Motors Форстер (Carl-Peter Forster) уверяет, что «Опель» – это стабильное, здоровое предприятие, которому не нужны субсидии, однако в экстренном случае ему потребуются кредиты, за которые и поручилось государство. Форстер заверил также, что немецкие деньги не уйдут в Америку латать дырки в GM. Еще до Рождества должен быть разработан рабочий вариант поручительства, к которому в случае необходимости может прибегнуть «Опель». Таким образом, государство отвергло вариант какой-либо национализации предприятия. Точно так же, по словам канцлера Меркель, не подлежит обсуждению программа помощи немецкой автоиндустрии в целом.

Министр финансов Пер Штайнбрюк рассматривает случай с «Опелем» как исключение из правила: «Не имеет смысла принимать целую программу. Государство не может заменить собой частного покупателя и нести ответственность за ошибки промышленников». А вот за ошибки банков государство почему-то с готовностью и очень срочно решило поручиться теми же деньгами налогоплательщиков. Справедливостью тут и не пахнет, ведь по логике вещей надо бы помочь тем, кто занят в реальной экономике и выпускает продукцию мирового класса, по которой судят, между прочим, о всей Германии, а не биржевым спекулянтам, проигравшимся в пух и прах в погоне за быстрыми деньгами. К тому же банки не спешат воспользоваться госпомощью, ведь тогда им придется согласиться на серьезные ограничения их финансовых свобод и в первую очередь по выплатам менеджерских зарплат и бонусов за биржевые сделки.

Если банки не хотят кредитовать попавшую в тяжелую ситуацию автоиндустрию, то почему бы этим не заняться государству? Ведь банки ссылаются на кризис, но при этом от помощи государства отказываются!

Немецкие политики тоже несут часть вины за то, что покупатель отказывается от покупки нового автомобиля. Чего только не довелось услышать и пережить немецкому автомобилисту в последние годы: дискуссии об ограничении скорости, законодательные нормы, обязующие в рекордные сроки и любыми путями понизить выброс углекислого газа, непомерные экологические налоги на топливо, вечные метания по поводу повышения налога на автомобили, из года в год растущие штрафы, а также сборы за парковку в городе.

Здравые мысли выразили в совместном интервью газете Bild премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker) и Франк-Вальтер Штайнмайер. Речь шла об общеевропейском плане спасения автоиндустрии. «Лично я за разработку единой общеевропейской концепции. Если правительство США выделяет миллиарды на спасение GM, Ford, Chrysler, то и мы не можем сидеть сложа руки и бросать европейских автопроизводителей на произвол судьбы. Отдельные, локальные операции Германии, Франции или Италии по спасению национальных автогигантов не принесут большого успеха. Нужно действовать только сообща. Поэтому правительства этих государств должны собраться вместе и найти общее решение», – считает Юнкер.

Министр иностранных дел Штайнмайер прокомментировал целесообразность вмешательства государства в судьбы частных предприятий следующим образом: «Гнилые, нездоровые компании не выживут долго даже при госсубсидиях. По моим сведениям, Opel таковым не является, поэтому мы не можем отвернуться от него и спокойно наблюдать, как разваливается здоровое, огромное предприятие. С другой стороны, национальное общественное благосостояние достигнуто усилиями трудящихся, которые имеют право на то, чтобы в их интересах политики вытащили предприятие из кризиса».

Сюжетный ряд

Продукция «Опеля» знакома жителям бывшего СССР гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. За основу при разработке знаменитой послевоенной «Победы» (ГАЗ-20) была взята модель Opel Kapitan 1939 года. А сразу после войны в Москве построили и завод по выпуску малолитражек. Гордость советского автопрома называлась «Москвич-400». Пленным немцам, возводившим этот завод, модель казалась до боли знакомой. Ведь это был популярный в предвоенной Германии Opel Kadett. Причем производство этого модернизированного «Опеля» было налажено по конструкторской документации, заново разработанной немецкими специалистами в советской зоне оккупации.

Елена Канунникова

N- 47/2008 24.11 — 30.11

Русская Германия ссылка на статью

***