Эксперты в области мирового арт-рынка недавно завершили анализ 2900 аукционов, прошедших в минувшем сезоне – с июля 2007-го по июнь 2008 года. И составили список 500 наиболее «продаваемых» художников и скульпторов. Специалистов удивил тот факт, что в верхней части списка доминируют художники из Азии, причем значительная часть из них – китайцы.

В авангарде китайской арт-экспансии – работы Чжан Сяогана.

На мировом рынке предметов искусства, где последние 500 лет доминировали представители Запада, происходят очень серьезные, сейсмические перемены. Специалисты предсказывают, что через считанные годы термин «азиатское искусство» будет употребляться так же широко и часто, как сегодня «западное искусство». Имея большое положительное торговое сальдо и огромные запасы иностранной валюты, Китай наверняка выйдет из нынешнего кризиса супердержавой. Причем не только в экономике. В отношении современного искусства КНР уже сейчас считается одной из самых развитых стран.

Об этом красноречиво говорят результаты мировых аукционов. Из двадцати самых коммерчески популярных представителей арт-мира по итогам сезона 13 – выходцы из Азии: 11 представляют Китай и по одному – Японию и Индию. Шесть азиатских художников и скульпторов входят в десятку самых продаваемых, причем пятеро из них – опять-таки китайцы. Впрочем, в этом рейтинге верхние четыре места пока еще удерживают западные деятели искусства: Джефф Кунс, Жан-Мишель Баске, Дэмиен Херст и Ричард Принс. Все остальные – азиаты. Из них пятеро представляют Китай и один – яркий представитель психоделического поп-арта Такаши Мураками – Японию. В отношении реализованных за картины и скульптуры денег западная четверка пока еще значительно превосходит азиатскую шестерку: 202,4 млн. и 125,6 млн. фунтов стерлингов соответственно. Но эксперты полагают, что это временное явление: высокое искусство с лейблом Made in China уже дышит им в затылок.

«Суммарный итог продаж 100 художников и скульпторов из Китая в 2003–2004 годах равнялся 860 тыс. фунтов, – заявил на днях в интервью газете Independent директор Азиатского отдела продаж предметов современного искусства аукциона Christie’s в Гонконге Винси Чан. – В прошлом году та же самая сотня «заработала» уже 270 млн. Причем на долю трех самых популярных из них приходится треть, почти 90 млн.».

Учитывая головокружительные темпы роста продаж азиатских художников и скульпторов, разрыв в продажах скоро исчезнет, а самый популярный китайский художник Чжан Сяоган (5-е место с 32,3 млн. фунтов стерлингов), скорее всего, уже в следующем году потеснит Ричарда Принса с его 33 млн.

«Эти люди выросли в постмаоистском Китае,– рассказывает Чан,– и жили в эпоху глубоких политических и социальных изменений. Все это отражается в их творчестве». Чжан Сяоган славится своими сюрреалистическими картинами. В его творчестве четко прослеживается влияние Пикассо и Дали. В самом известном его цикле, «Кровном родстве», изображены стилизованные и одноцветные портреты китайцев, застывших в немного неестественных позах. Они напоминают портреты 50–60-х годов прошлого века.

Ван Гуани считается представителем «политического поп-арта». В его работах, таких, как, например, Porsche, объединены стили плакатов коммунистической пропаганды и магазинных рекламных объявлений. Специалисты считают, что, стилистически смешивая навязываемую властями эстетику агитпропа с чувственным китчем американской поп-культуры, Гуани говорит со своими зрителями на смеси языка «холодной войны» 60-х и современной полемики вокруг глобализации.

Интерес к китайскому искусству на Западе сейчас настолько высок, что известный британский галерист и пропагандист современного искусства Чарльз Саатчи открыл в начале октября свою новую галерею в лондонском Челси выставкой не местных художников, а талантов из КНР – «Революция продолжается: новое искусство Китая». Сначала китайское искусство казалось ему китчем, но сейчас его отношение изменилось. «У них вполне достаточно приличных картин на хорошую выставку», – говорит он.

«Новые Известия» ссылка на статью

***