Азиаты идут. Самыми продаваемыми художниками мира стали представители Китая
Эксперты в области мирового арт-рынка недавно завершили анализ 2900 аукционов, прошедших в минувшем сезоне – с июля 2007-го по июнь 2008 года. И составили список 500 наиболее «продаваемых» художников и скульпторов. Специалистов удивил тот факт, что в верхней части списка доминируют художники из Азии, причем значительная часть из них – китайцы.
В авангарде китайской арт-экспансии – работы Чжан Сяогана. |
На мировом рынке предметов искусства, где последние 500 лет доминировали представители Запада, происходят очень серьезные, сейсмические перемены. Специалисты предсказывают, что через считанные годы термин «азиатское искусство» будет употребляться так же широко и часто, как сегодня «западное искусство». Имея большое положительное торговое сальдо и огромные запасы иностранной валюты, Китай наверняка выйдет из нынешнего кризиса супердержавой. Причем не только в экономике. В отношении современного искусства КНР уже сейчас считается одной из самых развитых стран.
Об этом красноречиво говорят результаты мировых аукционов. Из двадцати самых коммерчески популярных представителей арт-мира по итогам сезона 13 – выходцы из Азии: 11 представляют Китай и по одному – Японию и Индию. Шесть азиатских художников и скульпторов входят в десятку самых продаваемых, причем пятеро из них – опять-таки китайцы. Впрочем, в этом рейтинге верхние четыре места пока еще удерживают западные деятели искусства: Джефф Кунс, Жан-Мишель Баске, Дэмиен Херст и Ричард Принс. Все остальные – азиаты. Из них пятеро представляют Китай и один – яркий представитель психоделического поп-арта Такаши Мураками – Японию. В отношении реализованных за картины и скульптуры денег западная четверка пока еще значительно превосходит азиатскую шестерку: 202,4 млн. и 125,6 млн. фунтов стерлингов соответственно. Но эксперты полагают, что это временное явление: высокое искусство с лейблом Made in China уже дышит им в затылок.
«Суммарный итог продаж 100 художников и скульпторов из Китая в 2003–2004 годах равнялся 860 тыс. фунтов, – заявил на днях в интервью газете Independent директор Азиатского отдела продаж предметов современного искусства аукциона Christie’s в Гонконге Винси Чан. – В прошлом году та же самая сотня «заработала» уже 270 млн. Причем на долю трех самых популярных из них приходится треть, почти 90 млн.».
Учитывая головокружительные темпы роста продаж азиатских художников и скульпторов, разрыв в продажах скоро исчезнет, а самый популярный китайский художник Чжан Сяоган (5-е место с 32,3 млн. фунтов стерлингов), скорее всего, уже в следующем году потеснит Ричарда Принса с его 33 млн.
«Эти люди выросли в постмаоистском Китае,– рассказывает Чан,– и жили в эпоху глубоких политических и социальных изменений. Все это отражается в их творчестве». Чжан Сяоган славится своими сюрреалистическими картинами. В его творчестве четко прослеживается влияние Пикассо и Дали. В самом известном его цикле, «Кровном родстве», изображены стилизованные и одноцветные портреты китайцев, застывших в немного неестественных позах. Они напоминают портреты 50–60-х годов прошлого века.
Ван Гуани считается представителем «политического поп-арта». В его работах, таких, как, например, Porsche, объединены стили плакатов коммунистической пропаганды и магазинных рекламных объявлений. Специалисты считают, что, стилистически смешивая навязываемую властями эстетику агитпропа с чувственным китчем американской поп-культуры, Гуани говорит со своими зрителями на смеси языка «холодной войны» 60-х и современной полемики вокруг глобализации.
Интерес к китайскому искусству на Западе сейчас настолько высок, что известный британский галерист и пропагандист современного искусства Чарльз Саатчи открыл в начале октября свою новую галерею в лондонском Челси выставкой не местных художников, а талантов из КНР – «Революция продолжается: новое искусство Китая». Сначала китайское искусство казалось ему китчем, но сейчас его отношение изменилось. «У них вполне достаточно приличных картин на хорошую выставку», – говорит он.
***