Синдром комиссара Катани. Силовые ведомства нуждаются в общей базе данных
Через российские границы ежегодно проходит около тысячи тонн наркотиков. Примерно 10 млн нелегальных мигрантов проживает сегодня у нас в стране. Эти цифры обнародовал недавно начальник аналитического управления пограничной службы ФСБ генерал Валентин Летуновский. Еще год-два назад эти цифры выглядели значительно скромнее.
Если официальное число наркоманов в России умножить на среднюю дозу и частоту употребления, получится даже не тысяча тонн наркотиков в год, а как минимум полторы-две тысячи. Из 200 млрд долл. мирового оборота наркотиков минимум 15 млрд приходится на Россию. Ситуация становится (или уже стала) неконтролируемой. Количество погибающих от передозировки наркотиков за год соизмеримо с числом погибших в автомобильных авариях.
Правоохранители борются с каналами распространения, ловят отдельных курьеров. Но поймать курьера, не посвященного во всю структуру, вовсе не значит перекрыть канал. Федеральная структура по борьбе с наркотиками, Госнаркоконтроль, соответствует своему названию, то есть занимается контролем незаконного оборота наркотиков, и в его функции, видимо, не входит противодействие злу. Эффективность всех принимаемых мер, говорят специалисты, близка к статистической погрешности.
Примерно та же картина с нелегальной миграцией. Если представить себе, что каждый десятый нелегальный мигрант будет мобилизован в террористические организации — а, по мнению представителей правоохранительных структур, условия для этого существуют, — то это уже сила большая, чем российская армия. Если учесть высокую концентрацию нелегальных мигрантов вокруг основных промышленных, финансовых и культурных центров страны, то совершенно очевидно, что потенциал этой силы может оказаться выше возможностей силовых ведомств страны. Процесс становится очень опасным. В России есть целые криминальные территории, где центральная власть бессильна. Заправляют там этнические группировки, костяк которых составляют нелегалы.
Своими мыслями на предмет выхода из сложившейся ситуации с «Временем новостей» поделился генерал-майор запаса, доктор технических наук, член Академии военных наук Валерий Елюшкин, работающий сегодня в оборонно-промышленном комплексе страны. Естественно, чтобы держать под контролем наркобизнес и нелегальную миграцию, нужно мощное информационное обеспечение. Но между ведомствами, так или иначе имеющими отношение к этим проблемам (миграционная служба, Госнаркоконтроль, ФСБ и ее пограничная служба, МВД, Минздрав, «Росстат» и так далее), практически нет взаимодействия. Каждый имеет свой кусок информации и ни с кем не делится, соответственно ничего не получая взамен. Все они, как комиссар Катани из известного итальянского сериала, борются со спрутом в одиночку.
«Посмотрите, как работает преступный мир, — говорит Валерий Елюшкин. — Там ясное разделение функций и ответственности. У автоугонщиков один вскрыл машину, другой сел в нее и завел, третий угнал по маршруту, четвертый разобрал, пятый продал запчасти. А брать некого — правоохранительные органы часто не могут наказать за какую-то отдельно выполненную преступником функцию, хотя в целом за содеянное надо давать срок».
Каждое из наших ведомств за что-то отвечает, а цельной картины нет. Объединение всех необходимых баз данных, поддерживаемых громадным количеством организаций, в единую информационную систему с оперативным доступом к требуемой информации практически нереализуемо. Существенно различаются технологии формирования баз данных в этих организациях, отсутствует законодательная основа для доступа к такой информации, в том числе и между самими структурами.
Однако объединение в общую информационную систему баз данных государственных структур возможно — на основе «федеративной» архитектуры, утверждает генерал Елюшкин. То есть каждая из структур, включенных в единую систему, имеет возможность запрашивать базы других структур и оперативно получать ответы на эти запросы. Это не организационное, а функциональное объединение взаимодействующих ведомств в мощную систему противодействия нелегальной миграции, контрабанде наркотиков, биоресурсов и сырья.
Сведенные воедино данные о наркотиках и нелегальных мигрантах, которыми эти ведомства обладают, создадут единое информационное поле и по отдельным признакам, в том числе и косвенным, позволят составить полную или почти полную картину. Например, 90% каналов наркотиков идут через пункты пропуска на границе. Имея общую базу данных, мы сможем знать, во-первых, насколько этот пункт пропуска коррупционно устойчив (есть у спецов такое словосочетание), кто именно здесь работает, круг его связей, доходы, недвижимость, счета в банках, в том числе и зарубежных. По связям объекта можно математически определить, что представляет собой финансовый центр. Неоценимыми будут сведения об имеющихся каналах, структуре бизнеса, фактах отмывания денег.
Соединение информации — это как эффект бинарных газов: в отдельности каждый газ опасности не представляет, соединившись же, они становятся сильнодействующим отравляющим средством. Примерно такой же результат возможен при оперативном доступе к различным базам данных — государственной регистрации собственности, транспортных средств, водительских прав, протоколов милиции, постановлений суда, базы данных телекоммуникационных компаний, банковских структур и т.д.
Наркотики и нелегальная миграция сегодня представляют собой угрозу национальной безопасности России. По мнению генерала Елюшкина, борьба в этих сферах вполне тянет на национальный проект или по крайней мере на целевую федеральную программу. Одной из главных составляющих и станет единое информационное поле. Для управления им не потребуется новая надведомственная структура — нужно лишь назначить головную организацию. И заставить ведомства взаимодействовать, не организационно, а функционально. То есть обмениваться информацией. Для обмена необходимо создать единую информационную базу.
Основным препятствием, предостерегает г-н Елюшкин, будет ведомственный сепаратизм, для преодоления которого потребуется политическая воля. И закон об обмене информацией между ведомствами. Тогда станет возможным создание виртуальной информационной суперсистемы, появятся колоссальные возможности. При этом не надо ломать структуру какого-то конкретного ведомства. Обмен информацией пойдет через выделенные базы данных с помощью так называемых портальных технологий через специальные закрытые каналы связи. Сегодня наука, в том числе и российская, обладает разработками для преобразования данных и информационных потоков в соответствующие знания и рекомендации по практическим действиям.
Препятствия системе уже есть. Если мы дадим информацию, говорят в одной из специальных служб, то раскроем этим самым агентуру, которая добыла деликатную информацию. Но речь идет об обмене не первичной информацией, а уже обезличенной и потому безопасной для источника. Информация типа «Рустам связан с Иваном» не имеет отношения к агентуре. Вот если в сеть будут выложены сведения о том, что Рустам встречался с Иваном, где именно, в котором часу и о чем они говорили, тут можно агентуру засветить.
Начальник управления пограничной службы ФСБ Валентин Летуновский убежден: результативность деятельности пограничной службы практически во всех сферах нужно повышать в десятки раз. В 24 раза, чтобы пресечь ввоз наркотиков в нашу страну, в 50 раз, чтобы дать достойный отпор браконьерам, в 60 раз, чтобы наконец узаконить въезд гостей из соседних государств. Обмен информацией между силовыми ведомствами мог бы этому способствовать.
***