Государство хочет вернуть себе все водочные марки, чиновники начнут с "Гжелки"
В палату по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам подано сразу два возражения по регистрации товарного знака «Гжелка». По информации «Коммерсанта», за этими возражениями стоят интересы федерального казенного предприятия (ФКП) «Союзплодоимпорт».
Первое возражение подано ЗАО «Объединение Гжель», выпускающим фарфоровые изделия, второе — ООО «Гжелка» (эта структура создана еще в начале 90-х годов самим объединением для работы с московским ЛВЗ «Кристалл»). Суть обоих возражений приблизительно одинакова. Основные элементы этикетки «Гжелки» (в частности, изображение птицы Гжель) были придуманы еще в 1985 году художниками объединения. Они же разработали в 1991 году эскиз этикетки водки. При этом товарный знак был зарегистрирован за ЛВЗ «Кристалл» в 1993 году практически одновременно с запуском в производство одноименной водки. Сейчас права на марку принадлежат структурам экс-гендиректора ФГУП «Росспиртпром» Сергея Зивенко. ЗАО «Объединение Гжель» и ООО «Гжелка» настаивают, что все права на марку принадлежат ее непосредственным разработчикам.
Газета считает, что за возражениями по регистрации товарного знака «Гжелка» прослеживаются интересы ФКП «Союзплодоимпорт». Во-первых, гендиректором ООО «Гжелка» является Юрий Локтионов, один из топ-менеджеров петербургского ЛВЗ «Ливиз» и ближайший сподвижник владельца этого предприятия, члена Совета федерации Александра Сабадаша. Сейчас «Ливиз» обсуждает с ФКП возможность выпуска на своих мощностях государственных водочных брэндов. Кроме того, возражение по «Гжелке» и судебные дела «Союзплодоимпорта» ведет одна и та же группа юристов.
Гендиректор ФКП Владимир Логинов своего интереса в этом деле отрицать не стал. «Мы не комментируем, но за ситуацией следим», — заявил он «Коммерсанту».
Напомним, государственное предприятие «Союзплодоимпорт» и раньше занималось собирательством водочных марок. Около 40 популярных в свое время брэндов, в том числе «Столичную», ФКП отобрало у группы SPI Юрия Шефлера.
В случае с «Гжелкой» речь идет о самой популярной российской водке. По данным компании «Бизнес-Аналитика», в 2003 году в среднем ценовом сегменте продажи «Гжелки» были максимальными — 6,9% рынка в стоимостном выражении. На втором месте с солидным отрывом (4,6% рынка) идет «Флагман».
Если возражения по регистрации «Гжелки» будут удовлетворены и Сергей Зивенко лишится своего самого привлекательного актива, расклад сил на водочном рынке страны существенным образом поменяется, прогнозирует газета. Приведет это к тому, что государство в лице «Союзплодоимпорта» будет контролировать уже не просто брэнды, а реальное производство водки.
*