13 ноября 2008 года, Казань. – Правозащитникам удалось добиться отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении работников Приволжского УВД Казани.

Утром 29 июня 2008 года на одной из казанских остановок к Артему Яруллину (находившемуся в состоянии легкого алкогольного опьянения) подошли двое сотрудников милиции. Правоохранители объяснили, что им необходимо проверить документы и телефон парня на предмет кражи, и потребовали от 23-летнего Артема пройти в опорный пункт.

Там у молодого человека изъяли личные вещи — две цепочки, мобильный телефон и ключи от дома, а потом и вовсе посадили в «помещение, огражденное решеткой». Яруллин попросил у милиционеров разрешения позвонить родителям, но те ответили, что сделают это сами. Когда Артем вновь напомнил правоохранителям о своей просьбе, сотрудники опорного пункта, по словам парня, пригрозили, что «если ты не заткнешься, то мы отправим тебя в вытрезвитель».

В итоге Яруллина все-таки доставили на милицейском «бобике» в медицинский вытрезвитель и закрыли в помещении, в котором не было окон. Молодой человек опять попросил оповестить его родителей и начал стучать в дверь.

Как утверждает Артем, вошедший милиционер сначала приказал перестать кричать, а потом вместе с другим сотрудником вывел его в коридор, где схватил парня за правую руку и резко вывернул ее за спину. «Я почувствовал резкую боль и упал, ударившись правым виском об пол», — вспоминал Яруллин.

Прибежавшая на крики Артема сотрудница медвытрезвителя попыталась успокоить пострадавшего и зафиксировать его руку, тем временем кто-то из правоохранителей вызвал врачей.

Бригада «скорой помощи» отвезла молодого человека в 15-ую горбольницу. Лишь по прибытии пострадавшего в учреждение о местонахождении парня сообщили родителям.

После осмотра врачи зафиксировали у больного закрытый перелом правой плечевой кости со смещением.

В тот же день мать Артема заехала в медвытрезвитель, где ей вернули все вещи сына, кроме аккумулятора от мобильного телефона.

30 июня Яруллины обратились в Казанский правозащитный центр, юристы которого помогли написать заявление о привлечении неизвестных сотрудников Приволжского УВД г. Казани к уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) и ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

Менее чем через две недели Артему пришел ответ от старшего следователя Центрального Межрайонного следственного отдела СУ СК при прокуратуре РФ по РТ М. Хусаинова. Он отказал в возбуждении дела на том основании, что «сотрудники милиции действовали в пределах предоставленных законом должностных полномочий».

Тогда казанские правозащитники обжаловали это решение в Вахитовский райсуд Казани.

— На видеозаписи с места происшествия, приобщенной к материалам проверки, видно, что Яруллин спокойно сидел (лежал) на кушетке и не пытался покинуть помещение, — говорит юрист Казанского правозащитного центра Регина Шакирова. — Вошедший же в палату милиционер позвал на помощь коллегу. Они вдвоем вывели молодого человека в коридор и попытались связать его. Тогда-то один из правоохранителей и вывернул парню правую руку.

Правозащитники отметили, что действия милиционеров не соответствуют ст. 13 закона «О милиции», в соответствии с которой «сотрудники милиции имеют право применять физическую силу для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей». Вряд ли молодой человек, находившийся в закрытом помещении, мог противодействовать требованиям правоохранителей.

Во время проверки также не была проведено судебно-медицинское обследование, которое бы помогло установить характер и тяжесть телесных повреждений, нанесенных Яруллину.

Любопытный факт: в своем рапорте один из милиционеров обосновывает свои действия п. 42 приказа МВД СССР («Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители»), который отменили еще 17 (!) лет назад.

— Правовая безграмотность сотрудника милиции просто удивительна, — подчеркивает председатель совета Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. — Кроме того, неспособность двух специально подготовленных милиционеров успокоить человека без причинения тяжелой травмы вызывает сомнение в их профессиональной пригодности.

Как уже бывало не единожды в практике казанских правозащитников, перед началом заседания представитель прокуратуры известил участников дела об отмене постановления об отказе и о направлении материалов на дополнительную проверку.

— Нам бы очень хотелось надеяться, что на сей раз следователь устранит допущенные в ходе предыдущей проверки ошибки, — подытоживает юрист Регина Шакирова.

P.S. Летом Артему Яруллину провели сложную доростоящую операцию, после которой он вынужден будет ходить со штырем в плече в течение года.

(В распоряжении казанских правозащитников имеется видеозапись с места происшествия, на которой видно, как правоохранители вытаскивают Яруллина из закрытого помещения в коридор).

Пресс-служба Казанского правозащитного центра

*