Российские государственные лечебные учреждения оказывают с каждым годом все больше платных услуг и все меньше бесплатных. Причем чем больше денег выделяет государство на здравоохранение в рамках национального проекта, тем больше государственная медицина требует «живых» денег с граждан.

Вчера в ходе расширенного заседания Общественного совета по защите прав пациентов об этом заявил начальник отдела приоритетных национальных проектов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития («Росздравнадзор») Евгений Никонов. Его ведомство в течение четырех месяцев проверило 1300 больниц и поликлиник разного уровня подчинения на предмет порядка оказания платных услуг гражданам. «В результате мы установили, что имеют место повсеместные и грубые нарушения постановления правительства №26, определяющего порядок оказания медпомощи», — пояснил «Времени новостей» г-н Никонов. Основное нарушение, по его словам, в том, что государственные лечебные учреждения пытаются продавать те услуги, оказание которых гарантировано гражданам законодательством на безвозмездной основе.

«По сути, продают не сами услуги, а очередь на них, — констатировал чиновник, — пытаясь таким образом покрыть дефицит собственного бюджета, возникший в результате недостаточного финансирования со стороны обязательного медицинского страхования». Опыт пилотных проектов, запущенных в нынешнем году в 19 субъектах РФ — там попробовали финансировать медицину по так называемому «полному тарифу», то есть по реальным затратам, — показал, что отрасль на данный момент недофинансирована минимум в два с половиной раза. На фоне столь значительной нехватки денег каждый главврач выкручивается как может. И абсолютно все делают это за счет пациента.

«Финансирование действительно на очень низком уровне, отсюда все проблемы», — считает профессор Госуниверситета — Высшей школы экономики Игорь Шейман, давно изучающий особенности экономического развития отечественной медицины. Он отдельно остановился на том, что пациенты совсем не знают, что им положено по программе госгарантий, которые не устанавливают определенного перечня услуг и, по сути, являются декларацией о намерениях. Неким мерилом безвозмездного минимума должны стать стандарты лечения, к разработке которых приступило Минздравсоцразвития, уверен ученый. «Стратегической задачей для государства должно быть доведение доли частных платежей в оплате медуслуг до 30—35%. Сейчас их 45%», — считает г-н Шейман.

О распространенности платных услуг в «бесплатной» медицине свидетельствует и опрос, проведенный недавно Независимым институтом социальной политики совместно с «Левада-Центром». «Одна треть опрошенных заявили, что платили за медицинские услуги в кассу, 17% давали деньги врачу в ходе амбулаторного лечения, 23% — в стационаре», — рассказал заместитель директора Независимого института социальной политики Сергей Шишкин. Этот же опрос показал, что всего 7% врачей считают, что деньги с пациентов брать нельзя (пять лет назад таких было 10%).

Отношение к пациенту как к источнику дополнительного дохода как на уровне лечебного учреждения, так и отдельного врача вызвано необходимостью банально выживать. В этом пытался убедить чиновников «Росздравнадзора» Христо Тахчиди, генеральный директор государственного учреждения «Микрохирургия глаза» имени академика Федорова. Рыночная стоимость самой распространенной операции по поводу катаракты, по его словам, — 20 тыс. руб. При этом система ОМС предлагает за нее этой заслуженной клинике всего 3500 руб. Если пациент попадает на операционный стол по федеральной программе оказания высокотехнологичной медпомощи, то в этом случае за него доплачивают еще тысячу. «Лечение 52% наших пациентов оплачивает ОМС, поэтому предприятие тихо и медленно движется к банкротству. Расплачиваться, по существу, приходится за счет амортизации своих основных активов», — пожаловался г-н Тахчиди.

Остановить стихийный рост платных услуг можно, только перейдя повсеместно на полный тариф и допустив в систему ОМС частные клиники, считает депутат Государственной думы, доктор медицинских наук Сергей Колесников. «Деньги должны идти за пациентом», — повторил он и напомнил, что российское законодательство предполагает равенство форм собственности. Г-н Колесников пообещал поддержать «Росздравнадзор», который уже на следующей неделе намерен отправить министру здравоохранения и социального развития Татьяне Голиковой подробный отчет о положении дел с платными медицинскими услугами в стране, а также несколько предложений по изменению ситуации.

Время новостей ссылка на статью

*