«Сарынь на кичку!». «Арт-Штурм» в Самаре
Фестиваль современного искусства «Арт-Штурм» проходил в Самаре во второй раз. Судя по задору и драйву, с которыми форум был проведен, шутливым его лозунгом вполне мог стать клич «Сарынь на кичку!» — приказ волжским разбойникам лежать на носу корабля (кичке) до тех пор, пока судно не будет «очищено». Организатором фестиваля стала куратор галереи «Виктория» Наталья Гончарова. На сегодня эта галерея наиболее активно и целенаправленно стремится к проведению в Самаре мероприятий, инициирующих яркую художественную жизнь.
Центральным событием «Арт-Штурма» стала выставка недавних выпускников петербургской Мухинской академии (Художественно-промышленная академия им. Штиглица), членов известного уже молодежного объединения «Непокоренные» Ильи Гапонова, Кирилла Котешова, Татьяны Подмарковой и Андрея Горбунова. В галерее «Виктория» разместились живописные холсты большого формата, размах которых определял масштаб даже не галерейного, но музейного уровня. Название выставки «Смерти.net?» задало определенный угол зрения и прочтения работ, в которых на первый взгляд содержатся совершенно разные по смыслу «послания», связанные со стремлением к осмыслению вечных вопросов.
Действительно, как можно соединить черные, будто закопченные, полотна Гапонова — Котешова, на которых лица шахтеров крупным планом под два метра высотой, с написанными ими же суровыми темными ликами святых с иконостаса внушительных размеров? Или же сложные сплетения частей тел: сильные ракурсы, мощную светотень, патетику, экстаз, напомнившие живопись Гвидо Рени и Микеланджело (картины Подмарковой), и бесконечную череду неких биологических и антропоморфных форм — серых и розовых, в которых угадывается пристрастие к холодному и пытливому препарированию живого, в полиптихе Горбунова? Очевидно общее — это желание авторов вновь обратиться к антропоморфному изображению, осмыслив его уже с позиции человека XXI века.
У Гапонова — Котешова лицо-лик есть мощный зримый образ бессмертия человека. В их угольно-битумной (красочной основой служит битумный лак, «Кузбасс-лак») живописи живут образы детства — художники родились и выросли в Кемерове, столице Кузбасса, где все города строились вокруг шахт. Снег на ликах святых в их работах не случаен: художники вспоминают, как черные от угля улицы покрывало белое полотно — это было своеобразное очищение. Мощью и серьезностью подхода эти работы заставляют вспомнить о традиции — живописи Николая Ге, Павла Корина и Гелия Коржева.
Татьяна Подмаркова в серии работ «Носители тел» вообще обходится без лиц, сознательно сосредоточивая внимание на плоти — по мысли художницы, оболочке души. В сюрреалистических перетекающих друг в друга биоформах, напоминающих анатомические препараты, где все разъято и нет и не может быть никакой тайны, Андрей Горбунов, по собственному признанию, хочет разглядеть наличие скрытой «духовной кодировки».
На вернисаже художники были в центре внимания — выставка вызвала необычайный интерес со стороны публики, СМИ: масштаб и серьезность творчества молодых выводят восприятие современного искусства на совершенно новый уровень. Дарованный «непокоренцам» ярлык «молодые звезды» — свидетельство ожидания от современного искусства новых ярких имен, в частности, возникающих в провинции. В этом смысле приезд петербуржцев, уроженцев разных городов России — это как бы приглашение и одновременно вызов молодым самарским художникам. А в Самаре есть и свои восходящие звезды, например видеохудожник Владимир Логутов (подобно Гапонову и Котешову, номинант премии Кандинского), которого уже хорошо знают в Москве. На фестивале он выступил в разных амплуа. Его работы были на выставке в «ХI комнатах» — так назвали свою площадку, подвал в центре города, художники, сообща устраивающие там вернисажи, вечеринки, лекции. Идея — объединить тех, кто хочет в будущем свободно и уверенно говорить на языке современного искусства, уходя и от дизайна, и от салона. Куратор «Непокоренных», работающий и на «Винзаводе» в Москве, Настя Шавлохова рассказала о том, как востребованы сейчас в столице молодые художники из регионов. Видеоработы Логутова и Андрея Елагина демонстрировались в режиме нон-стоп в одном из молодежных клубов. Название одной из них — No signal — хорошо раскрывает смысл и остальных: работу с нулевым изображением, своего рода дзенский минимализм.
Одной из целей фестиваля стала организация проектов активной социальной направленности, когда художник обращает внимание на вопиющие проблемы окружающей жизни. Один из них — «Разрушать или восстанавливать?» — был реализован прямо на улицах старого города. Фотограф Елена Егорова проделала кропотливую работу: сняла «жемчужины» архитектуры Самары, находящиеся в плачевном состоянии, сделав подборку фотографий большого формата. Акция с прямым обращением к самарцам проходила у полуразрушенного дома купца Субботина, построенного по проекту петербургского архитектора Шретера в конце ХIХ века. В некогда красивейшем здании города находилась первая картинная галерея. Прогулка по исторической части Самары убеждает в актуальности этой выставки-акции: сравнительно недавно был организован поджог неоклассического особняка (архитектор Щербачев), буквально на глазах обваливается оригинальная лепнина дома в стиле модерн (архитектор Клейнерман), в запустении удивительная и фантастичная дача местного купца, мецената и денди Головкина. Кстати, Головкин в 1898 году разослал 270 писем известным русским художникам с просьбой пожертвовать свои работы в художественную коллекцию, на основе которой и был создан музей.
На центральной улице, в еще не отремонтированных до конца помещениях нового художественного центра «Артпропаганда» при поддержке центра «Альянс Франсез» открылась передвижная выставка Анни Ансулин (Франция) «Руки писателей». У «Артпропаганды» пока смутные, но амбициозные планы привлечения сюда всех искусств — от живого действия и танца до фотографии, видео и кино. Есть замысел передать центру искусств бывший элеватор, но он еще только обсуждается. Еще одна «передвижка» «Будущее зависит от тебя. Новые правила» открылась в здании, переданном Самарскому художественному музею. Выставка своего рода образцовая коллекция произведений современных российских художников, представленная фондом Пьера Броше и показанная в восьми городах России — от Владивостока до Калининграда. Кто знает, может быть, и сейчас будет уместна и успешна идея Головкина с просьбой к художникам прислать в дар свои произведения. Но для этого нужна активная работа, направленная на создание нового образа города, где любят и ценят современных художников, предоставляют им условия для творческого труда, оказывают помощь.
***