Неправительственные организации Саратовской области обсудили проблемы внедрения и применения административных регламентов
Крайнюю необходимость региональных административных регламентов для урегулирования отношений между властью и обществом, проблемы платных государственных услуг и принцип «одного окна» обсуждали сегодня представители неправительственных организаций, органов исполнительной власти и СМИ на пресс-конференции и «круглом столе» «Государственные функции и услуги в Саратовской области: от регламента до реалий.
Итоги мониторинга внедренных административных регламентов». Организаторами мероприятий, которые прошли под эгидой Министерства экономического развития России, выступили Государственный университет Высшая школа экономики и Саратовская гражданская палата.
— К сожалению, удачных регламентов, которые бы устраивали представителей власти, бизнеса и гражданских организаций в России меньше, чем хотелось бы видеть, — рассказал на пресс-конференции руководитель отдела социокультурных исследований Аналитического центра Юрия Левады, профессор Алексей Левинсон. — Чаще встречаются случаи, когда регламент принят, но к нему есть масса замечаний — либо он не помогает делу и все усложняет, либо не исполняется стороной, которая обязана это делать, либо о регламенте знают лишь те, кто его составлял.
Председатель Саратовской гражданской палаты Алексей Сусликов поведал журналистам, что в партнерстве с Институтом национального проекта «Общественный договор» его организация провела в Саратове более 20 контрольных закупок государственных функций и услуг и проверила на соответствие практике 12 федеральных и 3 региональных административных регламента. Он отметил, что порадовала работа по исполнению регламента о розыске имущества должника саратовских судебных приставов, которые оперативно среагировали на обращение анонимного агента, нашли и арестовали имущество. Сложнее вышло с Комитетом по управлению имуществом, в регламенте которого написано, что любой человек, желающий арендовать землю, должен выбрать ее из соответствующих списков Комитета по архитектуре. Однако, при обращении туда выяснилось, что таких списков нет, и человек должен сам искать участок, который может арендовать у города.
— Мы думали, что административный регламент станет очередной бумажкой в нашем ведомстве — напишем и будет лежать, — сообщила на «круглом столе» начальник отдела экологического нормирования Комитета охраны окружающей среды Наталья Кечина. — Но ничего подобного. Этот документ работает хотя бы потому, что появились информационные стенды, дополнительные компьютеры, факсы и ксерокс, столы и стулья для посетителей, чтобы в обморок в очередях они не падали, вешалки, в конце концов.
Заместитель председателя Ленинского Союза садоводов Саратовской области Людмила Белецкая объяснила, что, с проблемой незаконной вырубки леса например, «отвечающий за это» административный регламент не справляется. На это консультант отдела Комитета охраны окружающей среды Владимир Гончаров ответил, что корни этой проблемы уходят в один из пробелов действующего законодательства. Он подчеркнул, что все, что его Комитет сможет сделать согласно регламенту, это установить факт вырубки.
При обсуждении регламента о выдаче разрешений на строительство объектов регионального значения на территории области Председатель Саратовской общественной организации инвалидов во имя Святителя Луки Юрий Ушаков поднял вопрос о платных государственных услугах и их законности: «Везде встречаются люди, которые на земельных вопросах хотят заработать. Из-за таких коррупционных сетей можно месяцами ждать одну подпись. Вокруг услуги вырастают посредники, и даже сами органы власти создают ООО». Консультант отдела правовой работы Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области Екатерина Якушева отметила, что, действительно, дела с землей сопряжены с трудностями и проблемами, но попросила не отклоняться от обсуждаемого регламента в обывательские дискуссии. По регламенту она остановилась на доступности предоставляемой услуги, объяснив, что услуга — новая, практики по ней большой нет, но она максимально доступна для людей.
На претензии неправительственных организаций о большом объеме документов, которые необходимо предоставлять согласно регламентам в Министерство, начальник отдела градостроительного регулирования развития территорий Министерства строительства и ЖКХ Наталия Русаловская возмутилась: «Мы ведь не сами придумали этот перечень. Это требование Градостроительного кодекса. И собрать все эти документы даже в сжатые сроки — реально».
Во время анализа регламента о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов критично к этому документу подошел начальник отдела лицензирования Министерства промышленности и энергетики Саратовской области Александр Костюнин. Он обратил внимание присутствующих на необходимость унификации в этом вопросе: «Нужен типовой регламент, чтобы не было ситуаций, когда одни документы не соответствуют другим». Чиновника поддержала начальник отдела экологического нормирования Комитета охраны окружающей среды Наталья Кечина: «Также может решиться проблема двойного лицензирования. Сейчас есть факты, когда с юридических лиц требуют лицензию как Минпром, так и Ростехнадзор».
Также Наталья Кечина акцентировала внимание участников «круглого стола» на том, что при рассмотрении проблем административных регламентов необходимо заботиться не только о получателях государственных функций и услуг, но и о тех, кто эти услуги оказывает: «Почему посетители стоят в очередях? А адекватно ли обеспечение работников госорганов, чтобы быть в состоянии решить эту проблему?» После этого в зале началась дискуссия о скрытых формах платных услуг на государственном уровне. К однозначному выводу, насколько это критично, как и в других регионах России, участники не пришли. Мнения разделились от поддержки платных услуг для юридических лиц до отрицания такого положений вещей и выводов о незаконности такой деятельности. Интересно, что между собой спорили чиновники — представители неправительственных организаций Саратовской области решили остаться в этом вопросе слушателями. Если представители Министерства промышленности и энергетики и Управления по делам архивов допускали платное оказание услуг, особенно для бизнеса, их коллеги из Комитета охраны окружающей среды сообщали, что стоимость таких услуг определяют сами структуры, например, при Роспотребнадзоре, что в условиях монополии чревато завышенными тарифами.
На замечания представителей неправительственных организаций России о коррупционном потенциале некоторых региональных административных регламентов, в которых широко трактуются полномочия чиновников, представители органов исполнительной власти отвечали заключениями Министерства юстиции и Прокуратуры, которые возможных предвестников коррупции не обнаружили.
На «круглом столе» сегодня были обсуждены шесть региональных административных регламентов.
СПРАВКА
Административная реформа в России началась с Указа Президента РФ 824 от 23 июля 2003 года «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах». Главным импульсом для развития системы регламентации стало принятие постановления Правительства РФ от 11 ноября 2005 года 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». На сегодняшний день все государственные органы страны обязаны работать, четко соблюдая принятые федеральные и региональные административные регламенты.
Перечень региональных регламентов для обсуждения на «круглом столе»
в Саратовской области
1.Выдача разрешений на строительство объектов регионального значения на территории области
1.1.Административный регламент предоставления министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области государственной услуги по выдаче разрешения на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства регионального значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.
2.Лицензирование деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов
2.1.Приказ 118 лд от 23 апреля 2007 года министерства промышленности и энергетики Саратовской области.
3.Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение
3.1.Приказ от 28.12.2006 2177 (с изменениями, внесенными приказом от 12.09.2007 1680) Административный регламент комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области по предоставлению государственной услуги по рассмотрению, утверждению и выдаче документов в сфере нормирования воздействия на окружающую среду
4.Осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)
4.1.Приказ комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области от 12.09.2007 г. 1681.
5.Оформление архивных справок
5.1.Приказ начальника управления по делам архивов Правительства Саратовской области.
6.Проведение государственной экологической экспертизы
6.1.Приказ комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области от 22.10. 2007 г. 1898.
Институт госуправления Государственного университета
«Высшая школа экономики»
Web: monitoring.hse.ru
*