Нападающий "Зенита" и сборной России Андрей Аршавин заявил, что больше не хочет играть в "Зените"
«Я стараюсь и играю за «Зенит» так, как могу. Но еще четыре месяца назад сказал президенту клуба: оставаться в команде уже не хочу. И потом повторял это неоднократно. К сожалению, мои слова были то ли не услышаны, то ли недооценены», — признался Аршавин в интервью газете «Спорт-Экспресс».
— Осенью в Лиге чемпионов и в матчах за сборную вы показывали яркий футбол. В то же время в играх чемпионата страны он был добротным, но не более. Причина — разница в мотивации?
— У профессионала, если он выходит на поле, нежелания играть быть не может. Я стараюсь и играю за «Зенит» так, как могу. Но еще четыре месяца назад сказал президенту клуба: оставаться в команде уже не хочу. И потом повторял это неоднократно. К сожалению, мои слова были то ли не услышаны, то ли недооценены.
— Сейчас какая-то работа по трансферу идет?
— Все сводится к одному — выставит ли «Зенит» реальную цену. Если это произойдет, я, конечно, уйду.
— А если не произойдет?
— Буду числиться в «Зените», но только на бумаге. Играть здесь в следующем году не хочу и не буду.
— Это ультиматум?
— Нет, это естественная реакция на происходящее. Я всегда верил, что можно договориться по-хорошему и уйти нормально. И вел себя соответствующим образом. Но чем дальше, тем веры меньше. Получается, что без конфликта не обойтись, хотя, видит Бог, я хотел его меньше всего.
— После чемпионата Европы вы точно предсказали, что из сборной за границу уедет только один человек…
— Но этим человеком оказался не я, а Рома Павлюченко.
— Но число-то вы угадали! Поэтому хочу спросить: сколько человек, по-вашему, уйдет зимой из «Зенита»?
— Человек пять, наверное.
— Пять?! И все из основного состава?
— Нет, я включаю в это число Горшкова с Радимовым, чей уход — уже решенное дело. Думаю, что захочет поменять клуб и Ли Хо — ведь он футболист весьма высокого уровня, а заиграть в «Зените» никак не может. Вот вам уже трое.
— Четвертый — Аршавин?
— Не буду ничего предсказывать, учитывая, что никогда не попадаю в цель.
— Насколько вам нравится игра «Тоттенхэма», в который вы так стремились попасть в августе?
— Если честно, то не видел ни одной его игры. Но после каждого тура английской премьер-лиги меня «подкалывают» абсолютно все, кто смотрел матчи, начиная с Дика (Адвоката. — Прим. «СЭ»). Собственно, мне и смотреть «Тоттенхэм» не нужно — получаю полный отчет о том, что с ним произошло. После моей эпопеи с неудавшимся отъездом в Лондон этой командой в «Зените» интересуются все.
— А как относитесь к тому, что лондонцы на последнем месте? Или с Аршавиным в составе они бы его не занимали?
— Естественно — боролись бы за Лигу чемпионов! (Смеется.) Если же серьезно, я не могу давать какие-то оценки, потому что не нахожусь внутри команды и, более того, даже не видел, как она играет. Лучше спросите у Ромы Павлюченко.
— Может быть, от перехода в ряды нынешнего «Тоттенхэма» вас уберег кто-то свыше?
— Мне все говорят о том, что, оставшись в «Зените», я выиграл — в частности, стал обладателем Суперкубка. Но главное-то не в этом, главное — во внутреннем удовлетворении. А я его совершенно не испытываю. Мне кажется, что и партнеры не получают удовольствия от игры со мной, потому что видят мое состояние.
— Даже тогда, когда вы выдаете им такие пасы?
Наверное, потому они после этих пасов и не забивают. Фактически четыре месяца я по большому счету мучаюсь, а команда мучается со мной. Честно говорил Дику: до сборной в любом случае буду играть по максимуму, потому что вызов туда и форма, в которой приеду в национальную команду, для меня очень важны. А потом — не уверен, что найду в себе стимулы для такой же игры. Что будет в минус и мне, и команде. Но Дик меня успокоил и сказал: выходи на поле и просто играй, как получается, считая, что это твои последние игры за «Зенит». Я так и считаю. Выхожу, выполняю свою работу. Но если зимой меня не отпустят, играть уже просто не смогу. И честно об этом говорю. Когда тебя гонят на поле из-под палки, отрешиться от этого невозможно. Такого переключателя в голове просто нет.
— Что, даже Лига чемпионов — не стимул?
— Лига чемпионов есть Лига чемпионов, но это всего шесть матчей.
— Если вы твердо решили для себя, что в «Зените» в будущем году не играете, то насколько важно для вас, какое место займет клуб в этом чемпионате России?
— Сегодня я — часть команды. И для меня принципиально, чтобы место она заняла как можно более высокое. Повторяю — если я выхожу на поле, значит, делаю все, что на данный момент могу. Если же играть не захочу, то так честно и скажу. Что в будущем году и произойдет, если наши пути с «Зенитом» не разойдутся.
— Руководство клуба уже знает об этом?
— Пока нет, но после этого интервью узнает.
— Когда у вас был пик настроения в этом году?
— На Euro, конечно.
— А низшая точка?
— 2 сентября, когда окончательно захлопнулось трансферное окно.
— Если нарисовать диаграмму между этими двумя значениями, где будет находиться нынешнее расположение духа?
— Я бы без всяких графиков сказал, что оно где-то в заднице.
— Все настолько плохо?
— Нет, какие-то радости, безусловно, есть, но в целом я сейчас просто плыву по течению.
— Зная вас, как человека, всегда оценивающего свою игру объективно, хочу спросить вот о чем: какой год вы провели ярче — прошлый или нынешний?
— Честно говоря, не знаю. Единственное отличие — в прошлом сезоне я вместе с командой выиграл только чемпионат России, а в этом титулов гораздо больше. Играл же на одном уровне. Кто-то взлетает и падает, а я остаюсь примерно там же.
— Со стороны так не кажется. Таких ваших матчей, как с «Реалом», не говоря уже об играх за сборную, в прошлом году я что-то не припоминаю.
— Тут суть как раз в значимости матчей и отношении к ним окружающих. Можно одинаково провести рядовую встречу чемпионата России и важнейшую игру за сборную — резонанс, а соответственно, и эффект восприятия окажется несравнимым. В прошлом году «Зенит» играл не так ярко, как в этом, а главное — тогда не было Euro. Но я, мне кажется, выглядел неплохо. С той же Англией в Москве, к примеру. Другое дело, что оказался тогда в тени Ромы Павлюченко, забившего два мяча.
— А насколько «Зенит», как все сейчас говорят и пишут, «наелся» футболом?
— Думаю, эта тема надумана. Судя по разговорам внутри команды, все хотят играть и побеждать. К сожалению, не всегда происходит так, как хочется.
— Внутри команды не происходит разбирательств после поражений? Не появилось ли, скажем, какой-то напряженности?
— Нет. Если честно, то наша команда по-прежнему уверена, что мы — самые лучшие. (Улыбается.)
— Насколько велики теперь шансы «Зенита» в борьбе за второе место в группе?
— Еще перед игрой в Белоруссии я говорил о том, что при наличии везения мы можем выйти в плей-офф, а при его полном отсутствии — не попасть даже в Кубок УЕФА. Все зависит от каждого следующего матча — нашего и «Реала». Футбол настолько непредсказуем. что случиться может все, что угодно. Кто, например, мог подумать на старте группы, что главным соперником в борьбе за второе место окажется в итоге «Реал», а не «Ювентус»? Давайте не будем гадать на кофейной гуще, а немного подождем — все решится уже очень скоро.
— Простите за каламбур, но реально ли обыграть «Реал» у него дома?
— Очевидно, что если мы будем претендовать на вторую путевку, то на «Сантьяго Бернабеу» надо побеждать. И я уже понимал, что вопроса, подобного вашему, не избежать — думал только, что зададут его позже, в случае удачного матча с «Юве». Но если вы спрашиваете сейчас, могу сказать: для этого должны совпасть наш лучший футбол и плохой день у мадридцев. Только тогда сможем победить. То, как «Реал» играл против нас на «Петровском», произвело сильное впечатление: чтобы звезды, из которых сплошь состоит «Королевский клуб», действовали настолько организовано?! Для меня лично это было удивительно — считал, что так жестко тактически и так структурированно клубы, наполненные большими мастерами, могут играть только в Италии. В Испании же, как мне казалось, выше ставка на индивидуальное мастерство. Получается, ничего подобного. И когда такие мастера играют столь организовано, с отличным пониманием друг друга и на высочайшей скорости, бороться с ними очень тяжело. Но нужно.
— А как вы оцениваете чемпионство «Рубина», вокруг которого сегодня так много споров?
— Вы знаете, у нас в семье тоже произошло разделение — я болел за «Рубин», а Юля — за ЦСКА. Мне кажется, казанцы стали чемпионами заслуженно. Можно говорить все. что угодно, но побеждает в турнире та команда, которая набирает больше очков. Сначала все говорили, что по игре лучший — «Зенит», потом — ЦСКА, а «Рубин» в это время без лишней помпы набирал очки. Могу его только поздравить и посоветовать не обращать внимания на недоброжелателей.
Подробнее на сайте «Спорт-Экспресс»
*