Люди во времени. «Дорогая Риназеленая!»
7 ноября 1902 года в Ташкенте родилась Екатерина Васильевна Зеленая — Рина Зеленая. Актриса, почти нереализованная в кино ухитрилась увенчать себя славой, изобретя свой собственный радиожанр – официально передача называлась «Взрослым о детях», а в народе прямо так и была прозвана: «Рина Зеленая».
7 ноября 1902 года в Ташкенте родилась Екатерина Васильевна Зеленая – Рина Зеленая. Дата эта не безусловная – в некоторых источниках годом рождения актрисы называется 1901-й, 1900-й и даже 1896-й. Вероятно, это результат какого-то недоразумения, поскольку трудно представить себе, чтобы Рина Зеленая, щедро наделенная чувством юмора и здравым смыслом, и начисто лишенная дешевого женского кокетства, так примитивно «убавляла» свой возраст.
Человеком Рина Зеленая действительно была неординарным и на редкость симпатичным: веселым, остроумным и порядочным. Все, кто имел с ней дело, очень высоко ценили ее. Но главное, разумеется, не в этом, а в том, что актриса, почти нереализованная в кино – единственной, казалось бы, для артиста гарантии популярности и хотя бы относительного бессмертия, – ухитрилась увенчать себя славой, изобретя свой собственный радиожанр – официально передача называлась «Взрослым о детях», а в народе прямо так и была прозвана: «Рина Зеленая».
А бесчисленные детские письма, которые она получала, очень часто начинались даже так: «Дорогая Риназеленая!» – в одно слово.
Это, конечно, надо суметь: сделать так, чтобы чуть не каждый житель огромной страны всякий раз, услышав характерную детскую речь, автоматически думал: «Ну, надо же, прямо вылитая Рина Зеленая».
Голос артистки был узнаваем в самых разных вариантах: мы слышали ее и как Вовку из Тридевятого царства, и как Щенка, никак не понимавшего, кто же сказал «мяу!», и как очаровательного Лошарика. А уж песенка черепахи Тортилы наверняка переживет не только исполнительницу, но и сам фильм.
Немножко грустно, конечно: в сущности, почти сплошные эпизодические роли, правда, яркие и чудесно сыгранные, – ну, кроме миссис Хадсон из «Приключений Шерлока Холмса», – а ведь актерские возможности были недюжинные.
Но кто и на каких весах может измерить творческую реализованность?
Может, всенародная любовь и ощущение своей уникальности в радиотворчестве были для Рины Зеленой и радостью, и наградой? Во всяком случае, для нежной памяти этого вполне достаточно.
***