В минувшие выходные футбольный матч ЦСКА – «Спартак» завершился обрушением разделительной сетки на трибуне, массовой дракой на Ленинградском вокзале и задержанием более сотни болельщиков обеих команд. Корреспонденты «НИ» в последние несколько недель знакомились с жизнью футбольных фанатов «изнутри». Выяснилось, что фанатские группировки в основном состоят из взрослых и обеспеченных людей, а драки между поклонниками различных клубов проходят, как правило, по особым правилам и обоюдному согласию.

Чтобы стать полноправным членом фанатской «фирмы», новичку нужно отходить на матчи как минимум сезон. Фото: ИТАР–ТАСС. ВЯЧЕСЛАВ ЕВДОКИМОВ

У выхода из метро «Спортивная» двухметровый нетрезвый мужчина скандирует «ЦСКА – номер один!» Проходящие мимо парни с красно-синими шарфами подхватывают этот лозунг и относят по направлению к стадиону. Красно-синих сменяют красно-белые, которые идут с криками «Вперед, Спартак!» Основная масса болельщиков – парни 20–30 лет, многие одеты дорого и со вкусом. Мелькают кроссовки Lacoste (от 6 тыс. рублей, если не подделка), куртки Stone Island (от 30 тыс. рублей).

«Считается, что фанаты – это пэтэушники из неблагополучных семей. Так было в 1990-е годы. А сегодняшние фанаты – это люди со средним достатком или выше среднего. У многих семья, дети, свой бизнес», – рассказывает «НИ» 27-летний болельщик ЦСКА. По его словам, СМИ пишут о фанатах неправду, изображая их «тупыми малолетними алкашами». Особенно возмутило парня недавнее выступление по телевизору одного психолога, который назвал фанатов «скрытыми гомосексуалистами». «Если бы я встретил этого психолога на улице, я бы ему лицо разбил», – негодует фанат.

«Жалко, что не увидел драку»

Всего в столице около 5 тыс. активных членов фанатского движения. Фанаты объединены в группировки – «фирмы». Во главе «фирмы» находится «генерал». Его слово – решающее при приеме в группировку. Следом идут top boys – 15–25 наиболее крепких парней. Во время драки «стенка на стенку» они формируют первый ряд. Остальные члены группировки – «молодежный состав» (до 100 человек). «В молодежном составе я был года полтора, потом после драки с одной хорошей спартаковской «фирмой» мне дали значок основного человека», – говорит «НИ» болельщик «Локомотива». Опрошенные «НИ» члены фанатских группировок попросили не называть их имена, опасаясь проблем с милицией.

Крупных «фирм» в Москве примерно 20. Еще порядка 20–30 мелких, которые постоянно создаются и разваливаются из-за плохой организации. Наиболее мощные группировки – у болельщиков ЦСКА (Red-Blue Warriors, «Ярославка», Kids) и «Спартака» (Flint Crew, Gladiators, Mad Butchers). Между фанатами этих клубов происходят наиболее жесткие уличные схватки. Среди динамовских «фирм» наиболее крупные – Capitals, Top Lads, Crazy Garbage, среди группировок болельщиков «Локомотива» – «Викинги», «Доберманы», Street Band. Главная группировка поклонников питерского «Зенита» называется «Невский фронт». Их принципиальные враги – болельщики столичного «Динамо».

Чтобы стать полноправным членом «фирмы», новичку нужно отходить на матчи как минимум сезон. Впрочем, иногда для вступления в фанатский коллектив достаточно поучаствовать в драке.

«Помоги, «мясо» в «Кружке» сидит»

За годы противостояния у фанатских группировок выработались правила уличных драк. Во-первых, фанаты нападают только на себе подобных и не трогают мирных жителей. Во-вторых, запрещено использовать холодное оружие и всевозможные подручные средства. В-третьих, противника бьют только до тех пор, пока он стоит на ногах. Лежачих не добивают, и проигравшему, чтобы признать свое поражение, достаточно просто упасть на землю.

Несмотря на правила и ограничения, серьезные травмы в фанатских драках – обычное дело. «У меня на улице отнимали шарф. Я не отдавал, и мне сломали нос и руку. Это было не забавно. Я руками закрывал лицо, а оппонент хотел ударить по лицу, но ударил с такой силой, что сломал мне руку у предплечья», – говорит болельщик ЦСКА. Парень утверждает, что однажды уже «завязывал» с драками, но потом случайно встретил своих знакомых из «фирмы»: «Они ехали драться и попросили меня: «Помоги, там «мясо» (фанаты «Спартака». – «НИ») в «Кружке» сидят, а у нас народу мало». Ну как тут откажешь? Мы приехали к «Кружке», а там болельщики «Спартака» футбол смотрели. Мы не стали заходить в бар, потому что их было больше, чем нас. Мы сидели в машине и ждали, пока они сами выйдут. Они вышли, мы подрались и выиграли. Так я развязал».

«Дикий страх, даже трясет»

Помимо домашних матчей своей команды фанаты стараются не пропускать выездные. В 1990-е годы фанаты-подростки путешествовали «на собаках» – перекладных электричках. Современные респектабельные фанаты предпочитают летать на самолетах, а в чужом городе селиться в гостинице. «Вести такой образ жизни – недешевое удовольствие», – сообщил «НИ» один из фанатов «Локомотива». По его словам, поездка по европейской части России в среднем обходится в 5–6 тыс. рублей, «если ты хочешь нормально отдохнуть, поселиться в номере и посидеть в баре». На входные билеты уходит незначительная часть бюджета – места в фанатские сектора (за воротами) стоят, как правило, не дороже 300 рублей.

Траты получаются еще большими, когда после драки оказывается порванной куртка или рубашка и на покупку новых приходится выкладывать по 3–5 тыс. рублей. При этом фанаты различных клубов в один голос отрицают, что за драки им якобы кто-то платит. «Все, что мы получаем, это масса удовольствия», – заявил «НИ» болельщик «Спартака». Члены фанатских группировок утверждают, что уличные драки дают им больше адреналина, чем какое-либо другое занятие. «Все дело не только в драке. Сама по себе драка длится несколько минут. Но ощущения, которые ты испытываешь перед дракой и после нее, – это ни с чем не сравнимо», – говорит фанат ЦСКА. «Драка – это самый запоминающийся момент. Допустим, вас тридцать человек, и ты узнаешь, что тридцатка оппонентов где-то. Вот вы едете. И тогда адреналин такой, дикий страх, даже трясет. Но когда видишь врага, все заканчивается, появляется азарт», – подтверждает фанат «Локомотива».

Милиционеров фанаты не любят, однако признаются, что именно милиция порой спасала их от неминуемых избиений.

Покинуть «фирму» можно в любой момент.

Подробнее: «Новые Известия»

«Новые Известия»

***