Компания «Транс-Контракт» анонсировала проект по сборке городских автобусов «МАЗ» в Самаре. До конца 2004 г. компания закупит 40 машинокомплектов и надеется продать эти автобусы частным перевозчикам. Участники рынка говорят, что экономический смысл в проекте может появиться при объеме производства более 100 автобусов в год, либо гарантированных закупках муниципалитета.

Компания «Транс-Контракт» — официальный представитель Минского автомобильного завода (МАЗ) и филиала МАЗа «Автобусы минского автомобильного завода» ( «АМАЗ») в Поволжье.

       По информации областного отделения транспортной инспекции, ежедневно на улицы Самары выходит 200 — 250 автобусов, эксплуатируемых муниципальным предприятием «Самараавтотранс». По данным городской администрации, частные перевозчики располагают около 50 автобусами большой вместимости.

       Соглашение об организации сборочного производства было подписано между городской администрацией, МАЗом и компанией «Транс-Контракт» на днях на Самарском автосалоне. Гендиректор компании «Транс-Контракт» Николай Мозырец сообщил, что в рамках соглашения был подписан и договор с МАЗом на поставку 40 машинокомплектов в 2004 г. Компания будет собирать городской автобус МАЗ-104 на 23 сидячих места с двигателем ЯМЗ-236М2. Первый собранный в Самаре автобус был представлен на автосалоне. Этим автобусом «Транс-Контракт» расплатился с городом за аренду на полтора года помещений бывшего АТП-2, где и развернуто сборочное производство.

       Заместитель начальника технического отдела «Транс-Контракта» Эдуард Садыков пояснил, что речь идет о досборке автобусов «МАЗ» — установке поручней, сидений, светильников, элементов интерьера, настилке напольного покрытия. Мозырец сообщил, что цена собранного в Самаре автобуса составляет сейчас около 2 млн руб. По его словам, автобус самарской сборки будет на 20 000 — 25 000 руб. дешевле минского, а до конца года разница может вырасти до 45 000 руб.

       Объем инвестиций в проект в компании назвать отказались.

       Александр Кирьянов, заместитель директора Тушинского машиностроительного завода, полагает, что инвестиции в подобный проект могут ограничиться несколькими десятками тысяч долларов.

       Участники рынка осторожны в оценках нового сборочного проекта. Сотрудник «РусАвтоПрома», пожелавший сохранить анонимность, считает, что проект сборки «МАЗов» имеет под собой скорее политическую, чем коммерческую основу. По его мнению, сборка белорусских автобусов в России будет рентабельна только при объемах не менее 100 машин в год. «МАЗ» давно пытается продавать автобусы в России через сборочные проекты, было уже как минимум 5 — 6 таких, но пока это удалось только в Ярославле», — говорит источник. По его словам, у автобусов, выпущенных в Самаре, больше шансов получить поддержку горадминистрации.

       Аналогичный проект по сборке «МАЗов» в прошлом году анонсировался в Новосибирске. Начальник управления промышленности мэрии Новосибирска Геннадий Комаров говорит, что проект сборки автобусов «МАЗ» не реализован, потому что в бюджете города не были предусмотрены средства на покупку этих автобусов.

       Александр Пономаренко, начальник ярославского ФГУП «81-я центральная инженерная база», где собирают «МАЗы» с 1998 г. , сообщил, что за это время было собрано больше 200 автобусов, а план на этот год — 40 машин. Он сказал, что ярославский «МАЗ» стоит около 1,8 млн руб. «Наш проект инициировала мэрия Ярославля, которая выкупает автобусы за счет бюджетных средств», — говорит Пономаренко.

       Замруководителя городского департамента транспорта Самары Виктор Пантелеев сообщил, что на этот год в бюджете не предусмотрены средства на закупку «МАЗов». Но он надеется, что горадминистрация с 2005 г. будет покупать 1 — 2 автобуса в год.

       Кирьянов с Тушинского машиностроительного завода, где в прошлом году было собрано около 500 автобусов для мэрии Москвы, в том числе 51 «МАЗ», считает, что самарский проект может иметь рыночные перспективы без гарантированных закупок со стороны муниципалитета. «Они получат конкурентное преимущество, если более существенно удешевят автобус за счет местной сборки или усовершенствуют конструкцию», — сказал он.

       Отсутствие бюджетных заказов не смущает инициаторов проекта. «Мы рассчитываем на интерес частных компаний, — говорит Мозырец. — Например, компания «Навигация» уже приобрела несколько автобусов белорусского производства».

       Но крупные частные перевозчики пока предпочитают покупать автобусы других марок. В «Навигации» говорят, что присматриваются сейчас к автобусам иностранных марок. «Мы ведем переговоры о покупке Scania российской сборки», — говорит руководитель «Навигации» Игорь Болдырев.

       Гендиректор компании «Самарский извоз» Олег Кузьмин говорит, что его компания приобрела в этом году пять больших городских автобусов Мичуринского автобусного завода, а до конца 2004 г. купит еще 7 — 8 машин той же марки, так как их стоимость около 1,3 млн руб. «Для нас «МАЗы» слишком дороги», — говорит Кузьмин.

       А директора группы «Март» Петра Барсукова не устраивает соотношение цена — качество самарских «МАЗов». Он сообщил, что «Март» просчитывает вариант покупки автобусов «ЛиАЗ» с двигателем Caterpillar стоимостью около 2,4 млн руб.

Глеб Столяров

Ведомости — Поволжье

29 апреля 2004

Ведомости

*