Самара — город, в котором размыты временные и стилевые границы и на маленький особнячок очень часто наезжает многоэтажная громадина, — демонстрирует этот разрыв очень наглядно. По мере развития этого процесса и преобразования новых поселков и жилых кварталов в современные экосистемы город в целом превращается в подобие архипелага.

>

Пройдя по улицам Самары, можно сразу увидеть, что прежняя идея города, когда все здания более-менее однообразны, однотипны, одноцветны, а порой даже неотличимы друг от друга, постепенно вытесняется. Новая модель вызывает ассоциации с разбросанными в море островками, поэтому и назыают ее островной.

>

Стоя в длинной очереди в супермаркете, я стала невольным свидетелем разговора двух молодых особ, одна из которых проживала в элитном жилом квартале. Проводя много времени в прогулках с ребенком, она довольно давно не покидала территории, отгороженной от остального мира. Порядок, чистота, особые правила общежития стали для нее настолько привычными и естественными, что, оказавшись за пределами этой местности, она была неприятно поражена тем, насколько облик родного города, когда-то не вызывавший неприятных эмоций, не соответствует ее сегодняшнему комфортному бытию. Это при том, что Самара не стала грязнее, хуже.

Ольга Семеницкая, автор «Эксперт Волга»

Этой истории можно просто улыбнуться. Однако она выявляет некую закономерность, по-моему, заслуживающую внимания.

Когда идешь по улицам Самары, в глаза бросается обилие рекламных щитов и плакатов, общий лейтмотив которых – призыв к новому стилю жизни. С одной стороны, это всего лишь очередной рекламный трюк с целью привлечь потребителей к предлагаемым услугам. Но с другой – стоит оглянуться вокруг, и понимаешь, как стремительно меняющийся архитектурный облик нашего города формирует в нас новое восприятие, другое отношение к городу и самим себе. Я бы назвала это процессом отчуждения. Конечно, мысль об отчужденном состоянии жителя мегаполиса не нова, она имеет свою историю. Но, я думаю, в наше время и в нашем городе эта история приобретает новые смыслы, поскольку отчуждаются друг от друга не люди, а различные части городской квартиры и целого города.

Сегодня Россия переживает бум декораторства. А попробовать себя в качестве «господина оформителя» может как профессиональный дизайнер, так и обычный человек, не обладающий специальными навыками. Чтобы создать у себя в квартире антикварный шедевр, достаточно посмотреть определенные телепрограммы, раскрывающие секреты обустройства жилья. По всем каналам потребителю готовы показать, как подкрасить, подстарить, задрапировать его метражи. При этом речь зачастую идет не обо всем жилье, а об отдельной комнате, вырванной из жилой системы, и ее владелец будто бы возвращается к состоянию обладателя ячейки в коммунальной квартире. С одной стороны, это очень сильно напоминает мне советские времена, когда борьба за личное компактное пространство рождала разнообразные дизайнерские «умелые выдумки»: турники в проемах, разборные стеллажи-перегородки, детские спортуголки. С другой стороны, в нашем сознании формируется образ городской квартиры, которая представляет собой особое неоднородное пространство – с выгороженными зонами повышенного комфорта, безупречного стиля, соответствием интерьера модным направлениям современного дизайна и т.д.

Та же тенденция переходит из квартиры на улицу и наблюдается в городской архитектуре. Пройдя по улицам Самары, можно сразу увидеть, что прежняя идея города, когда все здания более-менее однообразны, однотипны, одноцветны, а порой даже неотличимы друг от друга, постепенно вытесняется. Новая модель вызывает у меня ассоциации с разбросанными в море островками, поэтому я и назову ее островной. В противоположность прежним требованиям формального единства на первый план выходит знаковая ценность отдельных архитектурных объектов. Отдельные дома строятся редко – каждый новый дом уже вписан в жилой комплекс. Районы застраиваются целыми кварталами и ставшими в последнее время очень актуальными коттеджными поселками, представляющими собой замкнутые системы со своей внутренней инфраструктурой. В отличие от обычных домов, просто пронумерованных на карте города, новые жилые кварталы получают названия-«имена», и за счет этого создается впечатление пространства, оторванного от остального города.

«Эксперт Волга» №43 (130)/3 ноября 2008

Подробнее: «Эксперт Волга»

«Эксперт Волга»

***