Выборы в США повлияют на все: на безопасность в Афганистане и Пакистане, на торговлю с Китаем и на отношения с Москвой, пишет британская The Guardian. Опросы показывают, что если бы все в мире имели право голосовать, то Барак Обама победил бы с сокрушительным отрывом, и все же Джон Маккейн может рассчитывать на поддержку в самых неожиданных местах. Журналисты издания изучили мнение людей в девяти городах мира.

Кабул: «Неважно, кто победит, он должен сменить власть в Афганистане»

Клэнси Чэсси

Через семь лет после ввода американских войск в страну ситуация лишь ухудшается, пишет автор заметки. «Реки потекли вспять», – стало расхожим выражением в Кабуле, где теперь ждут смены власти в Вашингтоне, чтобы власть сменилась и в Афганистане.

По словам корреспондента, афганцы в основном поддерживают Барака Обаму. Образованные люди полагают, что он лучше понимает ситуацию в их регионе, к тому же они поддерживают его намерение ужесточить отношение к Пакистану. Другим он нравится потому, что он сын мусульманина, его даже называют тут нежно «Хусейн джан». Хотя велика и доля циников, добавляет Чэсси, не делающих различия между людьми, которые будут посылать войска в их страну.

В следующем году в Афганистане пройдут выборы, и, по словам автора, афганцы убеждены, что ключевым станет то, кто победит в США. «»Неважно, кто победит, он должен сменить власть в Афганистане», – заявил изданию Фахим Дашти, редактор популярной Kabul Weekly.

Париж: «Обама – французский идеал американской мечты»

Анжелик Крисафи

За годы президентства Джорджа Буша, пишет журналистка издания, либеральные американцы устали извиняться за свою страну за рубежом. И теперь Франция задается вопросом: не полюбить ли ей американцев вновь?

Настоящим переворотом в сознании французов стало появление в США чернокожего кандидата, говорит Шарлот Лепри, специалист по США из центра IRIS. По ее словам, он «представляет французский идеал американской мечты».

Такое отношение, поясняет Анжелик Крисафи, упростит проамериканскому президенту Франции развитие отношение с Вашингтоном, если Обама победит. По последним опросам, около 70% французов проголосовали бы за Обаму. Однако, пишет Крисафи, вокруг кандидата от Демократической партии создан такой миф, что публика может быть удивлена, если не шокирована. Так, Франция недовольна увеличением своего контингента в Афганистане, а Обама намерен попросить еще большей вовлеченности союзников в военные операции.

Багдад: «Республиканцы должны закончить начатое»

Мартин Чулов

Директор фонда наследия и древностей в Багдаде Амира Эдан аль-Дабаб боится победы Барака Обамы. «Республиканцы должны закончить здесь то, что они начали», – заявила она журналисту The Guardian. Через пять лет после ввода американских войск, после многих лет насилия, терактов, после гибели десятков тысяч мирных жителей сейчас ситуация немного стабилизировалась, пишет Мартин Чулов. И многие в Ираке, как и Эдан аль-Дабаб, боятся, что их страна вновь окажется на краю пропасти, если американцы завтра уйдут.

Многие в Ираке, поясняет автор заметки, более всего обеспокоены возможным выводом войск в короткие сроки после выборов в США. По их мнению, сейчас еще совсем не время для ухода американцев -пока они предпочитают уже известного им «дьявола».

Пекин: «Америка ослабевает, а Китай растет»

Таня Браниган

Для многих китайцев США – сущее олицетворение враждебности и лицемерия Запада, пишет корреспондент газеты. На словах – свобода торговли, на деле – протекционизм. Демократия – идеал, но разрешены щедрые «пожертвования». Права человека используются для оправдания вторжения в Ирак.

Некоторые в Китае надеются, что из-за своего смешанного происхождения и постоянных переездов в детстве Обама благожелательней относится к другим культурам. Среди молодого поколения китайцев, пишет Таня Браниган, он популярен, к тому же их прельщает вероятность появления чернокожего президента США как символ толерантности. По словам корреспондента, китайцы не ждут, что Америка изменится, хотя многие полагают, что конец американского глобального господства так или иначе неизбежен, учитывая их растущую международную и экономическую мощь. Как заявил журналистке издания создатель сайта anti-cnn.com, «Америка ослабевает, а Китай растет».

Официальные лица более чем спокойно следят за ходом выборов, поясняет Браниган: на сей раз «китайская карта» за океаном почти не разыгрывалась. Пожалуй, Джон Маккейн займет более жесткую позицию по вопросам безопасности и отношений с Тайванем, а Обама поднимет вопросы торговли, прав человека, Тибета и экологии, однако общее направление развития американо-китайских отношений едва ли изменится.

Москва: «Мы больше не просим подачек у Запада»

Том Парфитт

В России все изменилось по сравнению с 1990-ми годами. «Мы больше не просим подачек у Запада, – говорит журналисту британской газеты банковский служащий Сергей, – Вашингтон больше нам не указывает, что делать».

После войны в Грузии этим летом отношения США и становящейся вновь на ноги России достигли своего исторического минимума со времен окончания холодной войны, пишет журналист Том Парфитт. Многие в России считают, что Америка будет враждебной к ним и будет вынашивать планы окружить и ослабить их страну, независимо от того, кто будет в Белом доме – демократ или республиканец.

Впрочем, продолжает автор заметки, Барак Обама воспринимается как меньшее из двух зол. Согласно опросу «Левада-центра», 35% жителей России выказали поддержку Обаме, лишь 14% Маккейну, а 37% признались, что оба кандидата им не по душе. Тем не менее, Маккейн со своей незамысловатой антироссийской риторикой может быть более удобен для пропаганды Кремля, а Обама способен оказаться таким вызовом, к которому российская элита еще и не готова.

Тегеран: «Я не жду, что для Ирана хоть что-то изменится»

Иан Блэк

Желание Ирана развивать ядерные технологии, как заявляет Тегеран, в мирном русле, его влияние на соседние Ирак, Ливан и Палестину – все это усугубляло конфронтацию страны с США с тех пор, как Джордж Буш в 2002 году включил ее в «ось зла», пишет корреспондент издания Иан Блэк. На прошлой неделе высший руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи назвал разногласия своей страны с Америкой «закоренелыми», тем самым как бы сигнализировав, что изменений в политике не предвидится.

В то же время бывший президент и либерал Мохаммад Хатами, пишет далее Блэк, заявил о «новых возможностях», которые появятся в случае победы Обамы. Спикер Исламского консультативного совета Али Лариджани также находит сенатора из Иллинойса «более разумным» по сравнению с Джоном Маккейном.

По совпадению, замечает автор, в языке фарси слово «обама» означает «с нами», но едва ли это заставляет жителей Ирана надеяться на лучшее. Бывший глава корпуса стражей Исламской революции в интервью «коллегам» из The Guardian (the guardian – англ. «страж». – Прим. перев.) заявил: «Я не жду, что для Ирана хоть что-то изменится»

Лахор: «Маккейн лучше понимает пакистанские реалии»

Саид Шах

Либеральная элита в престижном лахорском университете менеджмента, предлагающем западное бизнес-образование, похожа на своих ровесников во всем мире, пишет журналист Саид Шах, с одним лишь исключением – здесь многие поддерживают Джона Маккейна. Как заявил корреспонденту издания студент-политолог: «Маккейн лучше понимает пакистанские реалии».

Студенты признают, что Обама им более приятен как человек, но они понимают, что для их страны, для Пакистана Маккейн лучше. Все дело в высказывании Обамы, что он немедленно нанесет односторонний удар по Усаме ,ен Ладену, если разведданные укажут на его пребывание в Пакистане.

В самом Пакистане, пишет автор заметки, это утверждение свели к простому тезису «разбомбить» – что не могло не вызвать бурю негодования в стране, опасающейся стать новой жертвой в борьбе Вашингтона с терроризмом.

Даже до этого заявления Обамы пакистанцы всегда знали, по словам Саида Шаха, что республиканцы лучше относятся к их стране, чем демократы. Так думать их заставляла огромная финансовая помощь, которую оказывали им администрации Эйзенхауэра, Рейгана и Буша.

Найроби: «Черный ты или белый, голосуй за Барака»

Ксан Райс

В Кении музыкальные группы всех направлений от регги до рока в последнее время записали песни с одним и тем же названием «Обама» и примерно с одним и тем же содержанием, сообщает журналист Ксан Райс. «Черный ты или белый, голосуй за Барака, за Барака Обаму», – поет группа Макадем, запустившая видеоклип «Да Обама имя твое» на национальном телевидении на прошлой неделе.

Обамамания в Кении, замечает Райс, неудивительна. Отец кандидата от Демократической партии был кенийцем, и многие его родственники, включая 87-летнюю бабушку Мама Сара, все еще живут здесь. Сейчас, как пишет автор заметки, лицо Обамы появилось на такси, на футболках. Также популярен его предвыборный слоган «Ndio Tunaweza», что в переводе с суахили значит «Да, мы можем».

В основе всего, по словам Ксан Райс, сильная вера в американскую мечту в Кении. А отец Обамы, поехавший на Гавайи учиться, – символ этой мечты.

Xan Rice

Сектор Газа: «Проблема не решится, если не надавить на Израиль»

Рори Маккарти

После победы движения «Хамас» на выборах 2006 года Израиль постепенно увеличивает давление на «враждебную организацию», значительно урезая импорт в сектор Газа и полностью запрещая экспорт оттуда, пишет журналист Рори Маккарти. Едва ли многие из полуторамиллионного населения сектора могут выехать оттуда, но позиции «Хамаса» от этого не ослабевают, а лишь становятся прочнее.

В Газе многие полагают, что, кем бы ни был новый президент Америки, едва ли он изменит складывавшуюся десятилетиями политику на Ближнем Востоке, иными словами, он, скорее всего, будет на стороне Израиля. В то же время «проблема не решится, если не надавить на Израиль», заявил корреспонденту издания управляющий заводом Мохаммед Тельбани.

Если б они могли выбирать, пишет Рори Маккарти, большинство палестинцев, равно как и других арабов, выбрали бы Обаму; тем более что, по опросам, общественное мнение в Израиле склоняется в пользу Маккейна.

InoPressa.ru ссылка на статью

***