Марсианский робот может совсем пропасть
Американский аппарат Phoenix Mars Lander испытывает большие трудности из-за ухудшившейся погоды и прихода в северное полушарие Марса осени. Специалисты миссии делают всё возможное, чтобы спасти машину, но понимают, что её работа может быть закончена в любой момент.
Phoenix за работой в представлении художника (иллюстрация UA/NASA/JPL). |
В марсианской арктике, в которой Phoenix сел в конце мая 2008 года, наступает осень. И если в начале миссии на месте работы аппарата царил полярный день, то теперь Солнце опускается под горизонт на 7 часов в сутки. Уже только это сокращает количество энергии, вырабатываемой солнечными батареями. А ещё в данном районе разыгралась «умеренная» пыльная буря, несущая, к тому же, облака из водяных кристалликов. Так что света на солнечные панели робота попадает всё меньше и меньше.
Расход же энергии в последние дни возрос, в связи с тем, что машина включала внутренние обогреватели (не позволяющие замёрзнуть электронике). Дело в том, что температуры заметно упали: ночью до -96 °C, а днём до -45 °C. Это самые низкие значения за всё время миссии.
Неудивительно, что поздно вечером 28 октября робот вошёл в так называемый безопасный режим, предусматривающий отключение большинства потребителей энергии. Кроме того, аппарат сократил до минимума выход на связь, из-за малого остатка электричества в батареях.
Потому в среду вечером и в четверг утром Phoenix не отозвался на сигналы, посланные с марсианского спутника. Инженеры полагают, что просто не попали в двухчасовое окно (всего одно в сутки), во время которого марсианский разведчик, пребывая в «защищённом» режиме, включает приёмник для получения инструкций, поясняет пресс-релиз Лаборатории реактивного движения (JPL).
Правда, позднее в тот же день Phoenix связался со спутником Mars Odyssey. Это позволило инженерам подтвердить «диагноз» — безопасный режим.
Круговая панорама на месте посадки Phoenix, снятая ещё при хорошей погоде (NASA/JPL-Caltech/University of Arizona/Texas A&M University). |
В течение ближайших дней специалисты постараются максимально увеличить шансы робота на выживание, в частности, отправляя команды на отключение обогревателей. Однако результат во многом зависит от дальнейших перемен в погоде на Марсе.
«Это может быть вопрос нескольких дней или недель, которые пройдут, прежде чем ежедневная выработка электроэнергии в Phoenix окажется меньше, чем ему необходимо для работы», — заявил менеджер миссии Крис Левицкий (Chris Lewicki). — А у нас осталось только несколько вариантов снижения энергопотребления».
Это печально. Но, с другой стороны, Phoenix более чем оправдал затраты на свой запуск: его номинальная миссия была рассчитана на три месяца, в то время как сейчас уже идёт шестой.
***