Интерес к проблемам Арктики в мире растет так же стремительно, как и количество вопросов относительно этого региона. Станет ли Арктика территорией сотрудничества или соперничества? Можно ли поделить Арктику и на каких условиях? Как определяется континентальный шельф и каким образом его использовать? Не приведет ли борьба за богатства северных пространств к вооруженному конфликту? Эти вопросы обозреватель «Времени новостей» Николай ПОРОСКОВ попытался прояснить в беседе с послом по особым поручениям МИД РФ, ответственным за координацию работы по арктическим проблемам, Антоном ВАСИЛЬЕВЫМ.

Россия в арктических делах крайне заинтересована, потому и признана лидером в изучении северного региона. Арктика — это около 20% территории и 1% населения России, 11% ВВП и 22% экспорта. По данным Совета безопасности России, в Арктике сейчас 233 млрд разведанных баррелей нефти и 166 млрд неразведанных. Там сосредоточено огромное количество редких цветных металлов.

Все эти оценки приблизительные. Эксперты признают, что мы лучше знаем поверхность Марса, нежели Арктику. Но изучение terra inсognita идет, в том числе с помощью элементарного бурения, космического зондирования, методов экстраполяции. И уже можно сделать вывод о наличии серьезных запасов углеводородов и минералов. Возможно, там сосредоточено до четверти мировых запасов. Поэтому Арктику иногда называют последней кладовой Земли.

В СМИ часто встречаются алармистские оценки событий в Арктике. Доходит до прогнозирования третьей мировой войны в схватке за ее ресурсы. «Многие из оценок арктических проблем российский МИД просто не разделяет, — рассказал «Времени новостей» Антон Васильев. — Оснований для тревоги пока нет. К тому же Россия имеет возможность активно влиять на развитие событий в этом регионе международного сотрудничества». Г-н Васильев выражает официальную позицию страны: он старшее должностное лицо РФ в Арктическом совете и Совете Баренцева евроарктического региона.

В годы «холодной войны» на Арктику смотрели через призму военно-стратегических интересов, сейчас на первый план вышли новые факторы. Главным образом изменение климата. В новых условиях созданы две ведущие организации по проблемам Арктики — Арктический совет и Совет Баренцева евроарктического региона.

Арктический совет создан в 1996 году. В него входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция. Этот межправительственный форум высокого уровня координирует деятельность в интересах устойчивого развития региона, защиты окружающей среды, сохранения культуры, традиций, языков коренных народов Севера. Арктический совет не занимается вопросами военной безопасности. Он готовит серьезные исследования, за которыми следуют практические рекомендации. В 2004 году Арктический совет подготовил фундаментальный доклад «Оценка изменения климата в Арктике». Основной вывод документа: именно в Арктике изменение климата идет наиболее быстрыми темпами, последствия здесь будут наиболее серьезными.

В Арктическом совете шесть рабочих групп. Они изучают экономику региона, характер и интенсивность загрязнений. Разработаны 42 проекта ликвидации источников загрязнения, главные из которых — пестициды, ртуть, полихлордефинилы. Значительная часть проектов ориентирована на Россию. Одна из самых перспективных групп — по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что естественно, если иметь в виду, что в будущем в регионе в широких масштабах будет добываться нефть, начнут строить атомные станции.

Сейчас в одной из групп Арктического совета запускается тема «Изучение изменения криосферы Земли», то есть снега, льда, воды, вечной мерзлоты. Второе крупное исследование — воздействие на изменение климата факторов, помимо углекислого газа. Как подтема, изучается образование и циркуляция сажи. Дело в том, что отражающая способность снега — мощнейший фактор изменения климата. Абсолютно белый снег отражает до 90% солнечной энергии. В сочетании с сажей это его свойство резко снижается.

Вторая по значимости международная приполярная организация — созданный в 1993 году Совет Баренцева евроарктического региона. В него входят Россия, Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, Исландия и Еврокомиссия. Наблюдатели — США, Германия, Япония, Великобритания и ряд других государств. Сейчас Россия председательствует в этом совете. Задачи организаций схожи с Арктическим советом. В составе Совета Баренцева евроарктического региона работают 15 рабочих групп: экономического сотрудничества, охраны окружающей среды, сотрудничества таможенных служб, транспорта, здравоохранения, образования, энергетики, культуры, коммуникаций, коренных народов и др. Недавно Россия инициировала создание еще одной группы — по туризму.

Есть еще Всемирный форум, Университет Арктики, масса научных арктических организаций, число которых год от года растет. И все они задаются вопросом: не будет ли войны за Арктику? Под причиной гипотетических столкновений прежде всего подразумеваются заявки на внешние границы континентального шельфа. Их сейчас рассматривает Комиссия ООН по континентальному шельфу. Россия первой внесла такую заявку в 2001 году. Комиссия посчитала, что научных обоснований недостаточно, необходимо подготовить дополнительные. Чем, собственно, Россия сегодня и занимается.

Как известно, наши глубоководные аппараты «Мир» недавно установили на немыслимой глубине арктического шельфа российский государственный флаг. Комиссией ООН это воспринято лишь как демонстрация наших технических возможностей. Чтобы реально претендовать на эти территории, надо подтвердить ряд геоморфологических и геодезических фактов, относящихся ко всему пространству континентального шельфа, а это более 1 млн кв. км. Шельф надо промерить, прослушать, местами пробурить, чтобы получить научные доказательства. Для сбора убедительной научной базы потребуется несколько лет. Дания и Канада представят свои заявки также не ранее середины следующего десятилетия.

Всего в Комиссии ООН 12 подобных заявок от приарктических и других стран. Удовлетворены заявки двух из них — Австралии и Новой Зеландии. Они касаются центральной части Северного Ледовитого океана, а там столкновения интересов нет. Когда говорят о внешних границах континентального шельфа за пределами двухсотмильной зоны, то речь идет не о суверенитете, а лишь о двух суверенных правах: на разведку и исключительное право использования дна и недр (ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года). Это не суверенитет над территорией — «чужим» над ней можно летать, прокладывать под водой трубы и кабели, там полная свобода судоходства и рыболовства.

Так или иначе, морские границы, хотя и медленно, выстраиваются. Процесс размежевания по морскому пространству России с Норвегией идет с 1970 года. Но пока, по выражению Антона Васильева, «прочерчены лишь первые линии». В частности, прошел обмен ратификационными грамотами о разделении в районе Варангер-фиорда, или Варяжского залива. С Соединенными Штатами есть соглашение 1990 года о разграничении морских пространств, хотя оно еще не вступило в силу. Но сама линия разделения обозначена и соблюдается.

В данный момент официальных территориальных претензий по шельфу к России нет. Возможные разногласия стороны стараются предупредить уже сегодня. Имеющиеся договоренности позволяют России смотреть в будущее оптимистически. В мае этого года по инициативе Дании состоялась первая встреча министров иностранных дел пяти прибрежных государств. По итогам саммита принята политическая декларация. Государства договорились: все пересекающиеся заявки будут решаться на основе норм международного права. Сегодня практически все ведущие государства мира начинают формулировать свою арктическую политику. Насколько высок интерес к региону, можно судить хотя бы по недавней закладке южнокорейского ледокола.

17 сентября этого года Совет безопасности России принял Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (газета «Время новостей» писала об этом). Почему проблемой занялся Совбез? Наша граница в Арктике больше 20 тыс. км. Сегодня она защищена льдом. А если завтра он растает?

В документе Совета безопасности сформулированы национальные интересы России в регионе — превратить Арктику в стратегическую ресурсную базу страны, сохранить ее в качестве зоны мира и сотрудничества, сберечь уникальную экологическую систему Арктики, использовать Северный морской путь как единую национальную транспортную коммуникацию. Есть и план мероприятий по претворению основ в жизнь, и конкретные действия. Медлить нельзя — ставки высоки.

Время новостей ссылка на статью

***