презентация В преддверии 90-летия Самарской милиции вышла в свет книга полковника милиции в отставке, первого заместителя начальника УВД в 80-90-ых годах, заслуженного работника МВД России Александра Телегина. Названо более чем 400-страничное издание «Верить…надо». Сегодня предлагаем читателям в сокращении фрагмент книги, где он рассказывает, почему и как не осуществилась большая мечта его внуков – увидеть у деда генеральские погоны.

…Уставившись в стол, стал быстро анализировать информацию от бывшего своего коллеги. Конечно, хочется, престижно быть первым. А что стоит за этим?.. А за этим стоит вот что: надо себя переделывать, необходимо будет привыкнуть к угодничеству. Заниматься практически только представительской деятельностью. Большое время тратить на различные совещания в администрации области, в комиссиях областного Совета депутатов…

Позвонил домой:

— Добрый вечер, миленькая! Как дела?

— Добрый, добрый. А что у меня может быть новенького дома? Все нормально. Детвора звонила из Тольятти. У них все хорошо. Передают тебе привет, спрашивают, когда приедем к ним. А сейчас начинаю готовить ужин. Ты сегодня когда приедешь, во время или задержишься?

— Если ничего не случится, то как обычно часов в восемь буду дома.

— Миленький, ну пожалуйста, если можно не задерживайся. Я тебя жду.

— Таня, а ты знаешь, что я звоню?

— Я думаю, что ты соскучился, вот и звонишь.

— Ну, что соскучился, то точно. А вот я звоню… — И вкратце рассказал содержание разговора с Хароном. Она ответила:

— Саша, ты, честное слово, как маленький. Ну тебе надо решать этот вопрос. Для меня ведь все равно, как ты будешь работать. Для меня главное, чтобы для тебя было все хорошо, а я уже ко всему привыкла. Так что не обижайся, решай сам. А я тебе как была так и буду всегда первой помощницей.

— Жаль, жаль, что ты мне ничего не советуешь.

— Родненький, ну почему ты так говоришь, что я тебе ничего не советую. Я же тебе говорю, тебе «везти», тебе и решать. А я на все согласна.

— Хорошо, я понял тебя.

Я положил трубку, осмыслив все «за» и «против», и позвонил тому, кто рвался к этой должности и попросил его зайти.

— Анатолий Иванович, несколько минут назад мне позвонили и поинтересовались моим желанием стать начальником УВД.

— И как ответил, Тимофеевич?

— Пока никак. Я думал. Взвешивал все за и против. А для того, чтобы принять окончательное решение, я решил побеседовать с тобой, так как мне известно твое стремление занять эту должность.

— А что в этом плохого? Так, как работал Малыгин и я смогу, а в отдельных случаях, думаю, у меня будет получаться и лучше.

— Это хорошо, что ты так считаешь и уверен в этом. А я вот что-то не шибко стремлюсь занять это кресло. Мне как-то подходит больше то, на котором я сейчас нахожусь. Но дело не в этом. Анатолий Иванович, ты готов к тому, что если тебя утвердят в должности начальника УВД, как только преступишь к исполнению обязанностей, то подпишешь на меня представление в МВД на присвоение очередного звания?

— Тимофеевич, вопросов нет. Кто-кто, а ты заслужил это звание.

— Хорошо, я поверю тебе. Я откажусь от должности начальника УВД при этом условии. Мне нравится моя работа. А ты уже привык общаться с чиновниками из «белого дома», вот и общайся.

— Тимофеевич, не беспокойся. Я тебя хорошо знаю и слово свое сдержу.

— Ну и добро. На этом и закончим наш разговор. Готовься к выезду в Москву.

— А почему ты так уверен, что будет так, как ты сейчас говоришь?

— Анатолий Иванович, сейчас решается в Кисловодске не столько судьба будущего начальника УВД, сколько судьба области в обеспечении ее дешевым зерном. А решение второго вопроса во многом зависит от решения первого. Вот так. Больше я тебе, к сожалению, сказать ничего не смогу. Поживем, увидим. Ну будь здоров, будущий начальник УВД Самарской области. Смотри только не забывай про обещанное.

— Я сказал, Тимофеевич, так и будет.

Не успел Андрейкин покинуть кабинет, как зазвонил телефон.

— Это я. Какое принял решение? А то товарищи заждались твоего ответа.

— …Если все то, что ты мне говорил является правдой, то я бы пожелал остаться на своем месте. Меня моя работа устраивает. А звание генерала нужно не столько мне, сколько внукам. Каждый раз, когда они меня поздравляют или с Днем милиции, или с днем рождения, обязательно желают поскорее получить звание генерала. Они, по-моему, спят и видят меня в этом звании. Так что, если действительно есть такая гарантия получить это звание в должности первого замначальника УВД, то я остаюсь на своем месте. И большое спасибо вам с Володей за заботу. С меня 100 грамм и пирожок.

— А может, батька, все-таки передумаешь?

— Нет, хождение к чиновникам, это не моя работа. Обнимаю. Большой привет Володе и Алексей Алексеевичу.

После этого разговора через неделю с небольшим Андрейкина вызвали в МВД. Через двое суток он позвонил из Москвы и сообщил, что его утвердили и просил на следующий день к 14 часам собрать всех заместителей в банкетном зале столовой:

— Я завтра прилетаю. Поэтому попрошу вас, Александр Тимофеевич, организовать все в столовой на уровне. Попьем чайку. Я расскажу замам о тех вопросах, которые здесь поднимались в МВД, ну и, естественно, озвучу приказ министра. А через недельку, как только Константин Алексеевич появится в области, соберемся в узком кругу и отметим это событие.

Где-то дней через десять губернатор появился в области. Андрейкин снял ресторан на Московском шоссе и пригласил туда меня, заместителя начальника УВД В.Ф. Сазонова, а также председателя правительства области Лагойду, из администрации области Титова и Мокрого, из губернской думы председателя Ковальского.

К назначенному времени в ресторан съехались все приглашенные, за исключением губернатора. Но вскоре прибыл и он. Как только Титов зашел в зал, сразу напрямую направился ко мне, не обращая внимания на остальных.

Поздоровавшись за руку, произнес:

— Спасибо, Александр Тимофеевич! Ты правильно принял решение. Я этого никогда не забуду. А что касается присвоения тебе очередного звания, то, как и обусловились, на днях мы направим в МВД на тебя представление.

И, обращаясь уже ко всем, предложил занять всем места за столом. Рядом с собою усадил меня.

Провозглашалась здравица в адрес нового начальника УВД. Наполнялись фужеры и рюмки. Шел оживленный разговор на отвлеченные темы. Я чувствовал себя рядом с губернатором не совсем комфортно — это была первая неформальная встреча с Титовым. И когда, после выпитой очередной чарки, губернатор попытался сделать услугу в подношении мне закуски, я смутился:

— Да вы не беспокойтесь, Константин Алексеевич, у меня руки длинные, я достану.

После этих слов Титов напрягся. Поставил блюдо с закуской на стол, повернулся лицом ко мне и, посмотрев свысока и одновременно настороженно, с оттенком тревоги сказал:

— А я и не знал, Александр Тимофеевич, что вы на все способны, используя свои длинные руки. Прошу прощения.

После этих слов Титов как бы весь ушел в себя, и постарался незаметно отодвинуться. Застолье прошло незаметно и быстро. Правда, на душе осталась тревога, зачем так сказал Титову. И сам же успокаивал себя: «Ну что ты такого сказал? Разве это дело, когда за тобою ухаживает губернатор?»

Двадцать шестого сентября 1995 года в МВД на имя начальника Главного Управления кадров МВД РФ генерал-лейтенанта внутренней службы Астапкина И.В. ушло представление о присвоению очередного специального звания полковнику милиции Телегину А.Т.

Но не удалось сбыться мечтам внуков. Звания генерал-майора я не получил. Потому, что когда все документы были подписаны, у заместителя министра Латышева раздался звонок. Звонили из Самары, из администрации области. Звонивший поинтересовался у замминистра, будет ли справедливо, когда начальник УВД имеет звание полковника, а его заму присвоили звание генерала? И предложило это лицо пока не рассматривать присланное ими представление….То, что я не получил звания, небольшая беда, так посчитали люди, во власти которых была судьба этого вопроса…

На фото: Александр Телегин;

Людмила БОРОДИНА,

специально для изданий Медиа Группы ВАШ ВЫБОР

Крим-инфо (№235)

***