Звери и люди. О братьях наших меньших замолвите словечко…
Проблема жестокого обращения с животными сегодня актуальна, как никогда. Хочется верить, что «наступит время, когда мир будет смотреть на современную вивисекцию во имя науки, как он смотрит сейчас на сжигание людей на костре во имя религии» (X. Байнджлоу). Это время наступит?
Проблема жестокого обращения с животными актуальна вот уже не одно столетие.
С 1300 г. данная проблема обозначилась довольно чётко, потому что как раз в это время в Европе свирепствовала чума, переносчиками которой были четвероногие. Только с 1700 г. в таких странах, как Англия и Скандинавия, были найдены свидетельства сопротивления этой жестокости. Ученые и писатели начали борьбу с тиранией в отношении животных, в числе которых были философы и поэты. В начале XIX в. (1822г.) два известных политика — Р. Мартин и Т. Эрскин убедили Британский парламент утвердить закон о наказании за жестокость к животным. Другие северные страны последовали его примеру. И уже в середине XIXв. (1866г.) к ним присоединились Америка, Канада, Австралия, другие страны.
Постепенно отношение к животным менялось. Появились организации по защите животных. Первая — Организация по Защите Животных была основана в 1824 г. в Лондоне. Сейчас это самая влиятельная организация в мире. Интересно отметить, что она была основана политиками, которые были известны своими реформаторскими позициями и критическим отношением к рабству.
Поэтому ясно, что благополучие человека и животных часто тесно взаимосвязаны. Только пользу от такой «взаимосвязи» получают гораздо чаще люди, чем сами животные. Статистика гласит, что в мире гибнет более 100 миллионов подопытных животных в год. Основная часть их часть (65%) — используется в медицинских исследованиях при испытании лекарств и новых методов лечения.
Ежегодно миллионы жизней братьев наших меньших уносят болезненные эксперименты. Подопытных животных обжигают, ошпаривают, отравляют и замаривают голодом, подвергают электрическим разрядам и приучают к наркотикам, вызывают язвы желудка, артрит, рак, диабет, сифилис, СПИД. Им удаляют глаза хирургическим путём, вызывают переломы костей и повреждения мозга.
В военных исследованиях животных отравляют газом, цианидами, расстреливают пластиковыми пулями и снарядами. На животных испытывают не только лекарства, но и косметику, строительные и упаковочные материалы, чистящие средства и другую продукцию. Животные дышат парами вещества, концентрация которого так велика, что большая часть животных умирает от отравления.
Промышленный тест Драйза для косметических средств (тушь для ресниц, помада и др.) проводится следующим образом. Животным, находящимся в полном сознании, наносят на глаз испытываемое вещество и ждут, пока не наступит повреждение роговицы. Голова кролика прочно зафиксирована с помощью специального воротника, и животное не может даже потереть лапой глаз, который разъедает нанесённый препарат. Часто тест заканчивается тем, что роговица мутнеет, глаз гибнет.
Мы вступили в третье тысячелетие и прогресс, духовный и физический, требует, чтобы были устранены все препятствия на пути к цивилизованному развитию. Есть ли смысл испытывать новые лекарства, методы лечения на животных, а также косметическую продукцию на них?
Анализ достижений современной медицины показал, что прогресс медицины в значительной степени связан с клиническими наблюдениями за больными, а не с экспериментами на животных. Это лечение таких заболеваний, как гепатит, ревматизм, тиф, язвенный колит, болезни щитовидной железы и др.
«Война против рака» началась с 1971 года, но так и не увенчалась успехом, хотя затраты на эксперименты с использованием животных превысили миллиард долларов в одних только Соединённых Штатах.
Нет пользы и от экспериментов на животных при изучении СПИДа.
Эксперименты на животных требуют огромных финансовых затрат. В то же время, эти деньги с успехом могли бы быть потрачены на рекламную кампанию за здоровый образ жизни. Необходимость принимать лекарства снизилась бы до минимума.
На сегодняшний день в мире создан ряд центров по разработке альтернатив экспериментам на животных. Вместо подопытных животных такие центры используют одноклеточные организмы, бактерии, физико-химические методы, культуры клеток, компьютерные модели.
«75% опытов на животных уже сегодня могли бы с успехом быть заменены культурами клеток», — считает Г. П. Червонская, вирусолог, член комитета по биоэтике при Российской Академии Наук. «Эти методы эффективны, точны и требуют меньших финансовых затрат.
Более того, альтернативы позволяют выявить токсичность испытываемых препаратов на более глубинном уровне -клеточном, а иногда и субклеточном». Еще более перспективной альтернативой экспериментальной медицине представляется натуропатия. Данный подход направлен на предотвращение заболеваний и нормализацию обменных процессов.
Другая альтернатива — гомеопатия, тренирующая иммунитет человека. И та, и другая альтернативы являются качественным скачком в развитии медицины и не требуют проведения экспериментов с участием животных. Что касается косметологической и парфюмерной индустрии, то за рубежом развернулось движение «Красота без жестокости», которое поддерживает косметику, изготовленную без животных продуктов и не испытанную на животных. Товары этих фирм имеют знак: «Not tested on animals» («товар не тестирован на животных»), «Cruelty free» («товар, при изготовлении которого не была проявлена жестокость по отношению к животным») или изображение кролика на фоне треугольника или обведённого в круг.
Товары таких фирм появились и в России. После появления подобной косметики в нашей стране делегаты некоммерческой студенческой организации с французским названием «AIESEC» (что в переводе означает «международную ассоциацию студентов, изучающих экономические науки и управление») примкнули к западному движению с целью сокращения на начальном этапе, а затем и полного прекращения жестоко обращения с животными в ходе экспериментов. Решить проблему тестирования на животных в Российской Федерации можно путём принятии соответствующего Федерального закона «О жестоком обращении с животными», финансировании специалистов, разрабатывающих альтернативы к опытам на животных и внедрению новой дисциплины биоэтики (науки об уважительном отношении ко всему живому) в российские вузы в качестве обязательного предмета.
Хочется верить, что «наступит время, когда мир будет смотреть на современную вивисекцию во имя науки, как он смотрит сейчас на сжигание людей на костре во имя религии» (X. Байнджлоу).
Это время обязательно наступит!
Автор: Ломакина Анна, Самара,
студентка 2 курса НОУ ВШПП — института, факультет «Финансы и маркетинг».
*