Борьба за корочки. В следующем году конкурс в магистратуры будет рекордно высоким
Не более 20% российских вузов обладают базой для открытия магистратуры. Об этом заявил вчера ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Стандарты для подготовки магистров пока что не разработаны, а перейти на двухуровневую систему обучения уже намерены почти все российские вузы.
Двухуровневая система высшего образования начнет действовать в России с 1 сентября следующего года. Тогда же заканчивается и экспериментальный период, когда выпускники имели возможность выбирать – учиться ли по традиционной форме 5 лет на специалиста или же через 4 получить диплом бакалавра, а затем поступить в магистратуру. Со следующего года привычная пятилетняя форма обучения уйдет в прошлое. Кроме того, в 2009 году выпускники с дипломом специалиста получат последний шанс поступить в магистратуру на бесплатное отделение. С 2010 года они смогут учиться там только за деньги, а на бюджетные места будут претендовать лишь бакалавры. В этой связи следующим летом в магистратуры ожидается небывало высокий конкурс.
В настоящее время заявления на открытие магистратур уже подали практически все российские вузы. Вчера ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов потребовал не позволять открывать магистратуры в тех вузах, которые не ведут «реальной научной работы». По словам г-на Кузьминова, таких вузов более 80%, а по-настоящему способны готовить магистров лишь 50–70 российских вузов. «Важно не допустить, чтобы такое разрешение получило намного больше вузов. Иначе на рынке труда окажется множество неквалифицированных магистров с ничего не значащими дипломами», – заявил ректор ВШЭ. Однако критерии для оценки научной базы в вузе до сих пор не разработаны. «По целому ряду дисциплин отсутствуют федеральные программы подготовки специалистов, – пояснил «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Это касается в первую очередь инженерных специальностей. Конечно, ряд вузов уже давно готовит магистров и разработал собственные программы. Но по каким критериям оценивать их работу, также не понятно».
*