28 октября в 16.00 в Мраморном зале областного художественного музея (ул. Куйбышева, 92) прошла пресс-конференция, посвященная фестивалю с участием народного артиста России Валерия Гергиева, Народной артистки СССР Майи Плисецкой, Народного артиста СССР Родиона Щедрина.

Музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» — дань памяти этого выдающегося русского виолончелиста и дирижера, чье имя включено в число «Сорока бессмертных» — почетных членов Академии искусств Франции. Со смертью Мстислава Ростроповича закрылась последняя страница замечательной главы из истории отечественной классической музыки. Ростропович числил себя учеником и другом двух её титанов — Сергея Сергеевича Прокофьева и Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, чьи произведения он пропагандировал по всему свету как виолончелист и дирижер.

Участники фестиваля – выдающийся дирижер современности маэстро Валерий Гергиев; симфонический оркестр Мариинского театра, который крупнейшая британская газета The Financial Times назвала в числе десяти величайших оркестров мира; солисты оперы Мариинского театра Анастасия Калагина, Сергей Романов, Александр Тимченко, Татьяна Кравцова, Елена Витман; Татьяна Васильева (виолончель), обладатель Гран-при VII конкурса виолончелистов им.М.Л.Ростроповича (2001, Париж) – первый российский музыкант в истории конкурса, получивший такую премию.

Гости фестиваля — Народная артистка СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, легендарная балерина и балетмейстер Майя Плисецкая и выдающийся композитор, Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий Родион Щедрин.

Фестиваль проходит впервые, и выбор города его проведения стал неслучайным, Ростропович не раз бывал в Самаре и всегда с большой теплотой о ней отзывался, и именно сюда он вернулся после долгого «зарубежного» периода своей жизни, чтобы работать над постановкой оперы петербугского композитора Сергея Слонимского «Видение Иоанна Грозного».

За 2 дня фестиваля будет сыграно 3 концерта, 2 из которых будут общедоступными.

28 октября концерты состоятся в 18:00 и 20:00.

29 октября в 10:30 пройдет концерт для учащихся музыкальных учреждений Самарской области.

Для Мариинского театра и Валерия Гергиева выступления в крупнейших культурных центрах регионов России являются приоритетными в гастрольной политике. В программе Пасхального фестиваля, которым руководит Маэстро Гергиев, коллектив театра за семь лет существования фестиваля выступил более чем в 50 городах России.

Обращением к памяти одного из величайших музыкантов ХХ века был концерт Симфонического оркестра Мариинского театра, проводившийся при участии Мари-Элизабет Хеккер (Германия, виолончель) в рамках Седьмого Московского Пасхального фестиваля в мае этого года в Москве. Участие в «Музыкальном фестивале Мстиславу Ростроповичу», который станет ежегодным, — огромная честь для театра. Художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев: «В последние годы мы не так часто виделись с Мстиславом Леопольдовичем, он редко выступал в России. Но именно в Самаре он сделал большую работу – мировую премьеру «Видения Иоанна Грозного» Слонимского. Ему нравилось там работать, и мы решили, что именно в Самаре стоит затеять акцию, которая бы напомнила, сколько этот музыкант сделал для России».

Программа концертов Первого музыкального фестиваля «Мстиславу Ростроповичу» включает произведения, сыгравшие важную роль в творческой биографии Мастера: с Прокофьевым Ростропович был дружен и первым исполнил его Симфонию-концерт, которая была посвящена Ростроповичу; «Лолитой» Щедрина дирижировал на мировой премьере в Стокгольме; важнейшим считал для себя осуществление цикла из всех пятнадцати симфоний Шостаковича, и именно последняя, 15-я симфония композитора прозвучит в Самаре. Кроме того, в программе концертов и ранние сочинения Родиона Щедрина: Первый концерт «Озорные частушки» и сюита к балету «Конек-Горбунок».

В программе:

Р.К. Щедрин. Опера «Лолита», 2 акт, концертное исполнение.

Премьера оперы состоялась в Стокгольме в 1994г. в Шведской королевской опере, и только через 9 лет детище Родиона Щедрина запело по-русски. По мнению Щедрина, музыка, в отличие от театра и кинематографа, может выразить гораздо больше. «После премьеры «Лолиты» в Стокгольме, на которую я пригласил сына Набокова Митю, газеты писали, что опера вообще получилась лучше романа, который и так не для слабонервных!».

Над оперой «Лолита» Щедрина Ростропович работал месяц от зари до глубокой ночи. Сам Ростропович говорил о ней: «Лолита», может быть, одна из самых загадочных книг. Я пытался какие-то из тайн открыть своим музыкальным ключом, но до дна так и не добрался». И тем не менее, Мстислав Леопольдович считал оперу «Лолита» замечательной оперой, великолепной, великой оперой.

Музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» задуман как ежегодный.

*