До сих пор банковская и биржевая истерия воспринималась как что-то далекое от интересов и потребностей человека, связанного с культурой. Однако результаты кризиса могут ударить по нам с совсем неожиданной стороны. Уже сегодня отменяются выставки в крупнейших музеях планеты, в Англии закрываются независимые театры и успешные мюзиклы, а в Америке погибают некоммерческие кинофестивали. До России волна культурного коллапса еще только докатывается. Но уже сейчас наши музеи и театры сидят как на иголках: все с замиранием ждут и гадают, как поведут себя бывшие покровители и меценаты. А киноиндустрия России и вовсе вспоминает голодные 90-е.

Будут ли падать в цене шедевры живописи, пока не известно. Фото: AP

До настоящего момента главными меценатами крупнейших московских музеев были банки. В Третьяковской галерее очень неохотно комментируют финансовую ситуацию, лишь туманно намекают, что некоторые особенно дорогие проекты могут сорваться. Осторожность понять можно: услышав об отказе какого-либо банка, другие партнеры тоже не захотят нести финансовое бремя. Пушкинский музей, наоборот, говорит только об успехах, достигнутых вопреки кризису. Правда, пока никак не комментируют ситуацию с многомиллионной реконструкцией, которую предполагалось начать уже в следующем году и завершить к 100-летию музея в 2012-м.

Между тем на мировом рынке искусства все пребывают в ожидании предстоящих в начале ноября торгов крупнейших аукционных домов. Прогнозы строятся диаметрально противоположные: одни говорят, что сейчас деньги будут вкладывать в картины, другие, ссылаясь на азиатский опыт, утверждают, что торговлю искусством ждет тотальный спад.

«Как видно из новостей, больше всего страдают долгосрочные и дорогостоящие проекты – гастроли, фестивали, международные выставки, – сказал «Новым Известиям» глава одного из агенств Луис Мартинес. – Меньше кризис ощутим в тех сферах, которые не завязаны на мировом рынке. Не случайно сейчас очень большой расчет делается на Африку, Южную Америку – на те страны, что не входят в глобалистскую обойму. Россия тоже от этого может выиграть – внимание кураторов и арт-директоров к ней сейчас очень большое. У кризиса есть еще одна «положительная сторона» – в годы экономических неурядиц люди чаще обращаются к «высокому». Мы уже сейчас наблюдаем, как увеличилась доля культурного туризма в сравнении, допустим, с пляжным туризмом. Другое дело – тревожные сводки с торгов искусством. Но пока здесь все стабильно, лишь небольшая корректировка спроса и предложения».

На открытии выставки «Сотбис» в Москве глава аукционного дома по Центральной и Восточной Европе лорд Марк Полтимор заметил: «Если все время говорить о кризисе, он и правду наступит. Российские арт-дилеры паникуют на пустом месте, это чистой воды психология». Впрочем, от психологии в сфере искусства зависит очень много. Учредитель художественного фонда Стелла Кей в интервью «НИ» сказала: «Лично я полагаю, что кризис изменит ситуацию на арт-рынке в лучшую сторону. Ни для кого не секрет, что цены сейчас невероятно завышены. У людей, которые собирают искусство не ради перепродажи, а для составления музейных коллекций, все меньше шансов приобрести качественные работы. В общем, я жду, когда же кризис немного опустит накрученные проценты и расставит приоритеты с точки зрения качества, а не пиара».

Между тем музеи сейчас особенно не думают о том, когда же упадут цены и можно будет приобрести что-нибудь для своих запасников. Скорее размышляют о том, как выжить. Известно, что большинство западных музеев существуют на деньги фондов и благотворителей. Бюджетные деньги составляют менее 30% вложений. Но даже их – государственные ассигнования, – как объявил, например, мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, сократят еще на 5–7%. Кроме того, основные траты при подготовке выставок уходят на страховку привозимых картин. Эту страховку осуществляли дружественные банки. Теперь с ними возникают трения. Так, Банк Америки сделал предупреждение, что в будущем году он станет очень избирателен и не сможет поддержать все инициативы Metropolitan Museum.

Примерно такая же ситуация сложилась в Англии. Независимое аналитическое агентство ArtTactic объявило, что «художественная активность Лондона снизилась на 23 пункта в сравнении с прошлым годом». Хотя только что здесь успешно прошла ярмарка современного искусства Frieze, а Британский музей открыл выставку, посвященную китайской терракотовой армии. В отличие от американских коллег, британские эксперты высказываются намного пессимистичней. «Кризис пока не ударил по культуре болезненно, – суммировал наблюдения глава Ассоциации бизнес-поддержки искусства Колин Твиди, – но это случилось от того, что бюджеты утверждены на несколько лет вперед. До сих пор все выполняют обязательства. Но в скором времени всем, кто связан с искусством, придется очень много трудиться, чтобы убедить спонсоров раскошелиться».

Мрачные прогнозы англичан вызваны еще и шумихой вокруг закрытия ярких театральных и музыкальных шоу. Стало известно, что несколько дизайнеров (например, Аллегра Хикс) отказались участвовать в Лондонской неделе моды, не найдя меценатов. По той же причине в Британии отменены гастроли симфонического оркестра Северной Кореи. Раньше времени свои спектакли прикрывают театры Вест-Энда. Например, шоу «Девушка с жемчужной сережкой» будет закрыто за две недели до ранее анонсированного срока. Мюзикл «Никогда не забывай» вместо того, чтобы собирать публику вплоть до мая следующего года, закрывается 15 ноября. Шоу Eurobeat, начавшись только месяц назад, заявило о своей приостановке.

В Америке театральные импресарио еще держатся на плаву. Зато кинопродюсеры уже бью тревогу. Кризис ударил не столько по производству фильмов, сколько по независимым фестивалям. Закрылся кинофестиваль в Санта-Барбаре, не сумевший набрать 2 млн. долларов. Срочно изыскивает новые финансовые ресурсы авторитетный фестиваль в Санденсе. Фестиваль в Сан-Себастьяне переключается с банковской поддержки на компании, торгующие товарами потребления.

В Москве с кино тоже полная неопределенность. Компании, производящие кино- и телепродукцию, замораживают свои проекты десятками, хотя, как правило, не готовы это подтвердить «для прессы». Между тем, так или иначе, уже пострадало большинство крупных производителей. И если инвестиции в кино будут сокращаться такими же темпами, есть риск недополучить через год десятки кинолент.

"Новые известия" ссылка на статью

***