Из серии «Просто о финансах» Что будет происходить в ближайшее время на фондовых рынках, и что делать с акциями, если таковые имеются, в период финансового кризиса? Каковы оценки эспертов относительно развития ситуации?

С этими и другими вопросами обозреватель Медиа группы «Ваш выбор» Александр Петровский обратился к финансовому аналитику Дмитрию Артемову.

Что делать, когда, как полагают эксперты, развивающиеся рынки отстают на шаг и пока еще борются с «бумажными тиграми» инфляции?

Дмитрий Артемов, финансовый аналитик: «На мой взгляд, в сложившейся ситуации уже поздно запасаться золотом, но еще не поздно избавиться от остатков акций слабых компаний и недвижимости, увеличить долю наличности и качественных ликвидных облигаций в своих активах. Одним словом, дождаться хорошего времени для новых покупок. Это время, я думаю, должно наступить в следующем году».

Судя по всему, ваш подход к нынешнему анализу ситуации связан с тем, что вы разделяете точку зрения о текущей технической перепроданности рынков акций (особенно российского), равно как и признаете эффективность оперативных мер Минфина США в краткосрочной перспективе (даже с учетом всех сомнений и справедливой критики, высказанных в ходе обсуждения плана Полсона в Конгрессе). Однако при этом вы по-прежнему считаете, что в текущие уровни на рынках акций еще не заложены все предстоящие в ближайшие год-полтора неприятности в экономике и финансовой системе США, Европы, Японии, а также России и развивающихся рынков в целом.

Дмитрий Артемов, финансовый аналитик: «Фундаментальные проблемы, которые вызвал длящийся уже год мировой финансовый кризис, до сих пор не решены, несмотря на попытки центральных банков и правительства стран удержать ситуацию под контролем. Поэтому, я считаю, что в течение ближайших 12 месяцев многие фондовые рынки еще как минимум один раз достигнут уровней, близких к наблюдавшимся в сентябре 2008 года. Данный сценарий более вероятен, чем тот, который предполагает, что купленные сейчас акции в среднем будут расти 5–6 лет до пика следующего «пузыря»».

Каковы ваши предположения относительно развития ситуации?

Дмитрий Артемов, финансовый аналитик: «Базовый сценарий, по мнению многих экспертов, предполагает следующее:

Во-первых, рост американского фондового рынка после принятия плана Полсона не будет продолжительным и устойчивым, так как инвесторы будут ждать завершения спада экономики, а спекулянты – рассчитывать на сохранение волатильности. При этом котировки останутся в пределах 1200–1300 пунктов по индексу S&P-500 до конца октября. Каждое движение вверх индексов в США будет означать краткосрочный прилив оптимизма в ЕС и на развивающихся рынках. При разворотах американского рынка вниз во всем мире опережающими темпами будут распродавать акции банков, сырьевых компаний, экспортеров потребительских товаров, девелоперов и ритейлеров.

Далее, президентские выборы в США, которые пройдут в начале ноября, скорее всего спровоцируют ралли на рынке акций, которое плавное перетечет в рождественское ралли. Однако устранение неопределенности относительно следующего президента США вряд ли позволит рынку вырасти более чем на 8–10%, то есть максимум до 1400 пунктов по индексу S&P-500. Возможно, что в 2008 году рождественского ралли вообще не будет, в том числе ввиду ожиданий снижения потребительского спроса и в четвертом квартале.

В-третьих, в начале нового года фондовый рынок США вновь пойдет вниз, так как вызвавшие мировой финансовый кризис причины, в первую очередь – спад на американском рынке недвижимости и кризис банковской ликвидности, к тому времени так и не будут устранены. Кроме того, ужесточение условий кредитования должно вызвать волну корпоративных банкротств в США. Об этом косвенно свидетельствует резкий рост доходности облигаций компаний, имеющих наибольшую долговую нагрузку, (для справки: доходность долгосрочных бондов General Motors уже превысила 30%, что характерно для ожидания банкротства, а количество эмитентов, относимых к проблемным, увеличилось с начала года более чем в 20 раз). В отличие от банков компании реального сектора уже не смогут спастись за счет правительства, так как государственный долг после вливания Полсоном ликвидности в финансовую систему наращивать будет намного труднее.

В-четвертых, развивающиеся рынки в ноябре-декабре, скорее всего, продемонстрируют рост на 10–15% в случае подъема рынка США, однако сводный индекс MSCI EM вряд ли до конца 2008 года поднимется выше 960 пунктов. Падение развивающихся рынков акций в 1-м полугодии 2009 года с высокой вероятностью должно быть глубже, нежели рынка акций США, поскольку замедление мировой экономики, падение сырьевых цен и удорожание кредита будут бить по прибылям компаний из развивающихся стран сильнее, чем по прибылям американских корпораций.

В-пятых, российский фондовый рынок вышел из состояния «перепроданности», где он оказался благодаря массовым отзывам средств из иностранных фондов в сентябре, а также запоздалой реакции властей на кризис ликвидности в российской банковской системе и обрушение фондового рынка. Принятые меры, возможно, позволят российскому рынку до конца текущего года нивелировать более сильное падение (-41%) котировок по сравнению с другими развивающимися рынками (–30%), что выведет индекс РТС в диапазон 1500–1600 пунктов. Однако в 1-м полугодии 2009 года российский рынок акций вновь начнет двигаться согласно общему тренду развивающихся рынков, что в первом квартале 2009 года вновь может опустить индекс РТС в район 1200–1300 пунктов. Главной проблемой российского рынка в среднесрочной перспективе останется негативный тренд сырьевых цен, которые могут снижаться еще на протяжении нескольких месяцев.

В-шестых, текущий мировой финансовый кризис закончится не ранее четвертого квартала 2009 года, хотя экономика США выйдет из рецессии несколько раньше, ориентировочно – во втором или третьем квартале следующего года. Важными индикаторами завершения рецессии в американской экономике будет падение до минимумов за последние 6–8 лет цен на недвижимость, на основные виды сырья и на акции американских компаний. В первом полугодии 2009 года сложатся наиболее благоприятные условия для приобретения акций компаний США и развивающихся рынков, а также коммерческой недвижимости по всему миру».

У вас достаточно негативный взгляд на фондовый рынок в ближайшие месяцы. Как ограничить риск потерь от спекулятивных инвестиций в ближайшее время?

Дмитрий Артемов, финансовый аналитик: «Думаю, не следует покупать российские акции надолго. Сейчас наступило время инсайдеров (то есть лиц, располагающих информацией о предстоящих обратных выкупах акций (buy-back) и распределении государственных средств для поддержки рынка) и высокопрофессиональных спекулянтов, зарабатывающих на волатильности. Сложно спорить с тем, что акции российских компаний сегодня торгуются по ценам, соответствующим прибыли за 4–6 лет, и вполне могут претендовать на звание «самых дешевых в мире». Однако данное обстоятельство является недостаточным для того, чтобы заполнять свои портфели уже сегодня, и только российскими акциями. К сожалению, в России до сих пор сохраняются серьезные проблемы с ликвидностью большинства биржевых инструментов, крайне ограничены возможности коротких продаж (вовсе не из-за последних инициатив правительства), сложно прогнозируемы действия монетарных властей. Кроме того, прибыли российских компаний снизятся в следующем году, существует риск дальнейшего снижения кредитного рейтинга страны, а также практически неизбежна волна банкротств, особенно среди девелоперов и, скорее всего, розничных сетей».

Начало темы здесь:


«Форекс»: «Сказка» для взрослых

Из серии «Просто о финансах» Из разговора двух молодых людей на автобусной остановке: «Время финансового кризиса, а всех гонят на биржу». Действительно, в октябре в Самаре почти на каждом шагу встречаются рекламные плакаты, с которых люди с «ну очень грустными» лицами призывают инвестировать грамотно. >>>

*