Невольничьи песни. На российском фестивале мусульманского кино победили фильмы из Индии и Ирана
В среду вечером в столице Татарстана закончился IV международный кинофестиваль мусульманского кино «Золотой минбар». Главный приз поделили фильмы «Джодха и Акбар» Ашутоша Говарикера (Индия) и «М» для мамы» Расула Моллаголипура (Иран).
Из-за невысокой конкуренции в Казани главный приз взяла классическая индийская мелодрама. Фото: КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ДЖОДХА И АКБАР» |
Лучшей документальной лентой жюри признало «Запрещенную ложь» Анны Войнаровски (Австралия), получившую также приз Гильдии киноведов и кинокритиков. Награда за лучшую игровую короткометражку досталась картине Симы Урале «Кофе и Аллах» (Новая Зеландия).
Полнометражная игровая программа фестиваля в этом году была заметно слабее, чем в прошлом. С одной стороны, отборочной комиссии не удалось получить несколько громких лент из стран мусульманского мира (в частности, «Три обезьяны» Нури Бильге Джейлана из Турции). С другой – цензурный принцип возобладал над эстетическим, и несколько чересчур «вольных» картин были отклонены. Из-за этого в Казани собрались игровые фильмы локального назначения, едва ли способные вызвать интерес за пределами своих стран.
Показательный пример – «Шаурия» индийского режиссера Самар Хана, снятая «по мотивам» известного американского фильма «Несколько хороших парней» с Томом Крузом и Джеком Николсоном. Сюжет: рядовой индийской армии, мусульманин, обвиняется в убийстве своего начальника. Адвокат подсудимого выясняет, что когда при «зачистке» мусульманской деревни озверевший командир спецотряда убил подростка и прицелился в девочку, рядовой выстрелил в него. Тогда защитник вызывает в суд командующего бригадой генерала и провоцирует его на столь бесчеловечные высказывания, что судья освобождает обвиняемого и берет под стражу генерала. С точки зрения иностранного наблюдателя, в «Шаурии» без раздражения смотрятся только две сцены – первый визит адвоката к генералу да финальное судебное заседание, и то лишь потому, что они с наибольшей точностью копируют голливудский образец. Все остальное – кружение вокруг да около, лишенное собственной логики, но необходимое режиссеру, который тянет время для того, чтобы вместить в ленту определенное количество песен и женских ролей. На пресс-конференции постановщик сказал, что таковы требования индийской аудитории, но это объяснение явно хромает, поскольку та же публика с не меньшим интересом смотрела американский первоисточник, в котором не было никаких уступок местным вкусам.
В противоположность «Шаурии», «Джодха и Акбар» – пример сугубо национальной картины, которая, однако, может рассчитывать на некоторый международный прокат. Как и наш «Адмиралъ», это любовно-историческая драма, но, в отличие от российского фильма, история и любовь здесь сюжетно нераздельны. Мусульманский хан Акбар берет в жены принцессу-индуистку, не требуя от нее принять ислам и даже разрешив ей устроить в своих покоях индуистское святилище. Фильм смотрится как старый кадиллак – все в нем неправдоподобно красиво (а особенно хорош собой исполнитель главной роли Ритик Рошан) и настолько не вписывается в наше время, что представляет лишь антикварный интерес.
Подробнее: Новые Известия
***