Сегодня каждый третий россиянин обновляет гардероб чаще, чем раз в три месяца, уверяют социологи. Раз в полгода радует себя обновкой каждый пятый житель страны, и лишь 6% покупают новую вещь не чаще раза в год. Однако завтра все может измениться, предупреждают экономисты. Цены снижаться не будут, поэтому из-за финансового кризиса возможно смещение покупательских предпочтений и переход потребителей на более низкую ценовую категорию одежды.

Опубликованные вчера результаты опроса исследовательского холдинга «Ромир» показывают, что абсолютное большинство россиян (74% опрошенных) предпочитают удобную повседневную «городскую» одежду, или так называемый стиль casual. Чтобы убедиться в этом, достаточно присмотреться к прохожим. Поскольку респондентам разрешали давать несколько ответов, немало (47%) нашлось и приверженцев спортивного стиля. Немало почитателей и офисного стиля. А вот «одежду для отдыха» может себе позволить лишь каждый четвертый, а вечерние туалеты – только 15%.

При выборе более двух третей опрошенных ориентируются на качество вещей, при этом для 59% решающее значение имеет цена. Популярность бренда имеет серьезное значение при покупке одежды лишь для 6% граждан, а 43% заявили, что легко приобретут другую марку взамен отсутствующей. Престиж важен для 4% покупателей, а удобство обновок – всего для 2% россиян.

Между тем уже в скором времени все может измениться. В «высшем обществе» потребительская модель поведения останется прежней, а вот среднему классу придется перейти на жесткий контроль средств и приобретать новую одежду гораздо реже, считает декан факультета Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ Татьяна Комисарова. По ее мнению, те россияне, которые совершали покупки раз в полгода, «затянут пояса» и порадуют себя новой одеждой не чаще одного раза в 8 месяцев. А те, кому по карману было обновлять гардероб раз в квартал, перейдут на его пополнение лишь раз в полгода.

«Еще в феврале мы фиксировали сокращение частоты покупок россиян. Потребители оставались в своем прежнем ценовом сегменте, но сокращали количество приобретаемого товара. Сейчас этот процесс будет набирать большие обороты», – пояснила «НИ» Татьяна Комисарова. По ее словам, так называемый средне-низший класс, который относительно недавно «перешел» из магазинов-дискаунтеров и сток-центров в сетевые брендовые магазины эконом-класса, вновь вернется на прежние места покупок. Во-первых, у них есть опыт приобретения одежды в магазинах распродаж, где, кстати, продается новая качественная одежда по очень низким ценам. Во-вторых, этой категории граждан психологически легче свыкнуться со сменой имиджа. Другое дело – россияне, покупающие вещи в брендовых сетевых магазинах. Им, по мнению г-жи Комисаровой, придется сокращать частоту походов в бутики эконом-класса. Не исключает эксперт и 10–15-процентого оттока покупателей из этого сегмента в сток-центры и дискаунтеры.

Но как только статус-кво по доходам восстановится, эти люди вернутся к привычной для себя модели потребительского поведения. «Когда снижается покупательская способность потребителей, компании начинают снижать издержки. В первую очередь они экономят на персонале – берут на работу более «дешевых» сотрудников. Эти антикризисные меры влияют на качество обслуживания, поэтому возможен отток покупателей из магазинов, к которым они привыкли», – сообщила также Татьяна Комисарова.

В пользу такого сценария развития событий говорит и то, что, как утверждает генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды Мария Сморчкова, снижения розничных цен на одежду не будет. По его словам, торговля уже начинает сокращать заказы, но не стоит ожидать увеличения или сокращения дискаунтеров. «Все эти магазины останутся в прежнем формате, однако начнется ротация в торговых центрах: если некоторые магазины перестанут посещать, им придется покинуть торговые места», – рассказала «НИ» эксперт. Для резкого повышения цен, по ее словам, у продавцов одежды тоже нет оснований, ведь они исходят из того, что покупательская способность населения станет падать.

«Новые Известия» ссылка на статью

***