В третьем квартале 2008 года Управлением ГИБДД ГУВД по Самарской области на основании выборки в количестве 2000 респондентов проанализированы результаты опроса общественного мнения. Респондентами были следующие категории участников дорожного движения: 71,34% водителей, 22,56% пешеходов, 2,6% мотоциклистов, 0,5 % машинистов трактора или других самоходных машин. Возраст и стаж управления транспортными средствами большинства опрошенных граждан составил соответственно от 30 до 45 лет и от 5 до 10 лет.

Анализ результатов мониторинга общественного мнения показал, что 52,05% респондентов считают состояние безопасности дорожного движения удовлетворительным, 28,80% – неудовлетворительным, 19,6% — хорошим и только 4,04% — отличным. При этом 26,55% участников дорожного движения утверждают, что за последние 5 лет состояние безопасности дорожного движения в месте их проживания изменилось в лучшую сторону, не изменилось – 36,80%, ухудшилось – 17,15%.

Опрос респондентов о том, известно ли им о принятии правительством Российской Федерации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» показал, что 68,9% владеют информацией по данному вопросу, а 31,8% — нет. С содержанием данной программы знакомы 52,1% опрошенных, 33,3% не имеют представления о планируемых мероприятиях в рамках программы, а 14,6% затруднились ответить на поставленный вопрос.

58,4% опрошенных считают, что организацию и контроль за работой в данном направлении должна осуществлять Госавтоинспекция, 18,05% отдают предпочтение органам исполнительной власти, 14,55% — органам милиции, 2,7% — считают, что данным вопросом должны заниматься органы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, 3,05% затруднились ответить, 2,25 % — отдали предпочтение органам здравоохранения.

31,7% отмечают, что существующий Кодекс об административных правонарушениях, устанавливающий ответственность за нарушение ПДД и иных норм, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения, не дисциплинирует участников дорожного движения, так как многие из них чувствуют свою безнаказанность. Обратного мнения придерживаются 39,15% опрошенных. 17,85% респондентов считают, что при существующей организации дорожного движения управлять автотранспортом без нарушений невозможно. 10,8% затруднились ответить на данный вопрос. Кроме того, 30,45% опрошенных считают, что только увеличение размеров штрафа не даст положительного результата, поэтому должно сопровождаться улучшением состояния безопасности дорожного движения.

67,7% респондентов знают обязанности пешеходов, установленные Правилами дорожного движения, 21% знают частично, 8,65% изучали ранее, но сейчас знают плохо, 2,75% не знают. При этом всегда соблюдают ПДД, являясь пешеходом 36,05% опрошенных, соблюдают, при наличии светофоров и пешеходных переходов – 15,65%, соблюдают, когда рядом дети – 7,1%, соблюдают в присутствии сотрудника Госавтоинспекции – 8,15%, не соблюдают – 1,15%.

42,1% опрошенных отметили, что соблюдать Правила дорожного движения пешеходам мешают личные качества человека, 11,95% — незнание ПДД, 9,5% — недостатки в организации дорожного движения, 10,25% — невыполнение ПДД водителями, 23,25% — чувство безнаказанности. О предусмотренной административной ответственности за нарушение ПДД пешеходами или пассажирами знают 94% респондентов, следовательно не знают 5,05%.

Только 53% респондентов всегда используют ремни безопасности, 14,45% используют лишь за городом или в ночное время, используют от случая к случаю – 13,5%, используют крайне редко – 12,95%, не используют – 5,8%. Причем к административной ответственности за не использование ремней безопасности за последние 2 года не привлекались 24,35% опрошенных, привлекались 1 раз – 24,95%, привлекались 2 и более раз – 22,55%. Необходимо отметить, что 77,95% респондентов разделяют точку зрения, что ремни безопасности могут снизить тяжесть последствий при ДТП и сохранить жизнь, 7,45% не согласны с данным высказыванием, 14,6% затрудняются ответить на данный вопрос.

Основы безопасности дорожного движения закладываются уже в дошкольном возрасте. Мнение респондентов по вопросу обучения детей и подростков навыкам поведения на дорогах выглядит следующим образом: 30% считают, что знаний достаточно, 37,2% утверждают, что детям необходимо давать больше теоретических и практических навыков, 9,55% считают, что занятия практически не проводятся, 15,05% считают, что необходим самостоятельный предмет по данному направлению, 8,7% затрудняются ответить.

Вопросы оказания первой медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП, обучение этому участников дорожного движения затронуты Федеральной целевой программой. Оценивая свой уровень подготовки по оказанию помощи пострадавшим на месте ДТП, 17,95% респондентов отмечают, что имеют хороший уровень подготовки, 43,8% — удовлетворительный, 17,6% — плохой, 7,45% — очень плохой, затрудняются ответить – 13,2%.

44,5% опрошенных считают, что чаще всего на месте ДТП первую помощь оказывают водители и пассажиры проезжающих мимо транспортных средств, 16,9% — сотрудники Госавтоинспекции, 7,2% — сотрудники МЧС, 30,4% — медицинские работники. Кроме того, 71,7% опрошенных считают, что необходимо предусмотреть уголовную ответственность за оставление водителем места ДТП, в котором погибли или были травмированы люди.

25,95% опрошенных считают целесообразным активизировать привлечение общественных организаций к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, 16,25% соглашаются с этим, но в случае создания соответствующих условий по основному месту работы, 36,3% считают, что эти формы себя изжили, 21,5% затрудняются ответить на данный вопрос.

31,35% участников опроса утверждают, что рекламные средства, установленные непосредственно вдоль улиц и дорог, отвлекают внимание от дорожной обстановки, 21,45% — затрудняют восприятие дорожных знаков, указателей и светофоров, 11,6% — дают большое количество необходимой информации, 10,05% — не дают скучать за рулем или при передвижении пешком. 14,8% респондентов отмечают, что рекламные средства не оказывают на них никакого влияния. 10,75% — затрудняются ответить, сообщает отдел пропагнады БДД УГИБДД ГУВД по Самарской области.

*